Top.Mail.Ru
Тайны пищевой промышленности Ленинграда. Чем отличались продукты советского времени от сегодняшних.
Как ленинградцы питались в «годы застоя» и почему петербуржцы смогли выжить в «лихие 90-е». Читайте новый лонгрид нашего автора!
Close
Мы используем файлы cookie для того чтобы вам было приятнее находиться на нашем сайте
Понятно
Close
Ваш тайный советник
История в анекдотах и карикатурах

Полумедведь, полуказак

Карикатура Уильяма Хита «Высадка Большого медведя, или Мусульман застали врасплох».
Изображение: Первую половину заглавия можно перевести и как «Нисхождение Большой Медведицы», так как The Great Bear в английском языке означает еще и название созвездия

В карикатурах Россию часто изображали в виде медведя, но английский художник Уильям Хит в 1828 году увидел Российскую империю в новом образе — полумедведя-полуказака. Карикатура называлась «Высадка Большого медведя, или Мусульман застали врасплох».

Огромный мишка в псевдоказачьей форме выбирается из заснеженных русских сугробов, перешагивает через реку Прут и ступает на молдавский берег, являвшийся территорией Османской империи. Так английские газетчики отреагировали на действия императора Николая I, который в борьбе за освобождение христиан от турецкого ига объявил войну Турции и направил войска форсировать пограничную реку Прут. 

Карикатура пестрит намеками — так, в правой лапе у медведя казачья пика, начало которой уходит за край гравюры с надписью: «Конца этому не видно»: намек на бескрайние военные возможности России, а также напоминание о невероятно длинных копьях казаков. Эти копья поразили англичан еще во время войны с Наполеоном в 1813 году и не раз становились объектом для сатиры, а сами казаки стали таким же русским «брендом», как и медведь. Армия турецких воинов попряталась в раковины, как моллюски, но медведь успел схватить одного из турок — судя по головному убору, это сам султан, выронивший Коран. Кстати, само наименование mussulmans («мусульмане») каламбурно отсылает к английскому mussel — мидия. 

Карикатура Уильяма Хита наглядно показывает, какую двойственную позицию занимала в русско-турецких конфликтах Англия — с одной стороны, она поддерживала русских в борьбе с османами, но с другой — опасалась «излишнего усиления» России. Неудивительно, что и свирепый медведь в казачьем обличье, и бегущие от страха перед ним турки изображены одинаково несимпатичными.