Top.Mail.Ru
Тайны пищевой промышленности Ленинграда. Чем отличались продукты советского времени от сегодняшних.
Как ленинградцы питались в «годы застоя» и почему петербуржцы смогли выжить в «лихие 90-е». Читайте новый лонгрид нашего автора!
Close
Мы используем файлы cookie для того чтобы вам было приятнее находиться на нашем сайте
Понятно
Close
Ваш тайный советник
Жил-был Петербург

Жил-был Петербург 1900-1907

«Ваш тайный советник» продолжает серию статей, реконструирующих жизнь Петербурга-Ленинграда и горожан, а вместе с ними и всей России в бурном ХХ веке.


Уродливый метрополитен 

Много шума наделал метрополитен г-на Балинского, который должен был проходить по особым эстакадам на высоте второго этажа. По общему мнению, этот проект городу ничего не дал бы, кроме колоссальных убытков, а бесполезные эстакадные постройки обезобразили бы улицы. Газеты писали, что столице нужен не метрополитен, а сеть быстроходных электрических трамваев.

Проект Петербургского метрополитена П. И. Балинского
Проект Петербургского метрополитена П. И. Балинского, 1902 год. Изображение: ru.wikipedia.org


Трамвай как причина брюшного тифа 

Петербург бредил трамваем. Езда на конке называлась ездой «на долгих». В 1902 году городская управа объявила конкурс на устройство электрического трамвая по линиям конно-железных дорог. Вопрос о городских путях сделался вопросом государственным. Но Дума медлила с их строительством. Горожане негодовали. «Приятная перспектива для миллионного города взирать, как Дума еще три года будет топтаться на месте», — восклицала «Петербургская газета» в марте 1903 года. 

Первый электрический дачный трамвай появился в 1904 году. Расстояние между Санкт-Петербургом и Ораниенбаумом он пробежал за 40 минут вместо 65, необходимых для этого паровозу. А работы по строительству городских трамвайных линий были начаты только летом 1906 года. Разрытый город являл собой неприглядное зрелище. Пошли разговоры, что со строительством запоздали, что траншеи распространяют угрозу брюшного тифа. Первый трамвай пошел в Петербурге 16 сентября 1907 года.

Первый трамвай в Петербурге
Первый трамвай в Петербурге. Маршрут №3, Невский проспект – Покровская площадь (ныне — площадь Тургенева). Открытка 1907 года
image
Трамвай едет по льду Невы, около 1900 года. Фото из коллекции Эрмитажа. Фотограф Карл Булла


Алчность первых таксистов 

В сентябре 1904 года в Петербурге появились первые таксомоторы. Пока их было только три, но уже после первых дней эксплуатации автомобилей, они признали установленную городом таксу невыгодной для себя.


Первый петербургский таксомотор
Первый петербургский таксомотор


Писатели без нижнего белья 

Картина «Рыбная ловля», Наркиз Бунин, 1903 год
Картина «Рыбная ловля», Наркиз Бунин, 1903 год


В конце февраля 1903 года на выставке художников в «Пассаже» была представлена картина Наркиза Бунина «Рыбная ловля». На ней были изображены Толстой, Чехов, Репин и Горький, как деликатно выразилась газета, без нижнего белья. Неприличность сюжета шокировала публику, но желающих увидеть картину было предостаточно. Выставка давно не знала такого наплыва посетителей. Только за один воскресный день здесь побывало полторы тысячи человек. Сын Толстого срочно послал телеграмму своему знаменитому отцу. Страсти разгорались. 3 марта кто-то написал на картине слово «мерзость». 4 марта, к великому сожалению публики, картину убрали с выставки. Один из ценителей живописи специально приехавший из Воронежа, чтобы посмотреть на «Рыбную ловлю», пожелал увидеть хотя бы то место, где висело произведение искусства.


200-летие Петербурга 

В мае 1903 года Петербург отмечал свое 200-летие. Уже в январе был образован особый комитет, в обязанности которого входило праздничное убранство города. Комитет высказался, было, против затрат на иллюминацию, ссылаясь на то, что в белые ночи она потеряет эффект. Но ему тактично напомнили, что свое 100-летие Петербург встречал, утопая в огнях. 

В оранжереях и питомниках готовили огромное количество цветов. Общество художников за 55 тысяч взялось составить проект украшения столицы и выполнить все декоративные работы. С этой задачей оно справилось, и даже вернуло в казну 900 рублей. Организацию праздничных гуляний поручили попечительству народной трезвости. Были разработаны специальные юбилейные чарки и кружки для публики. 

200-летие Петербурга
200-летие Петербурга. Фото: pastvu.com


С 28 апреля начали украшать город. На Троицкой площади соорудили трибуну в виде большого фрегата. Адмиралтейство украшала арка с двумя голландскими кораблями, на реях которых располагались люди. Часть Сенатской площади превратили в роскошный цветник, одна из клумб имела форму императорской короны. 

200-летие Петербурга
200-летие Петербурга. Фото: pastvu.com


16 мая состоялось торжественное открытие Троицкого моста. Шелковую ленту разрезала Императрица. Программа первого дня была довольна насыщенная: 

15.05 — пунш в Думе, 
16.05 — литургия в Исаакиевском соборе, 
17.00 — состязания и гонки на водах, 
18.00 — закладка городской больницы и Дома правительственных учреждений им. Петра. 

Днем праздничных гуляний было объявлено 18 мая. 


Подготовила Елена Летенкова 

Продолжение следует...