Top.Mail.Ru
Ваш тайный советник

Былая органная столица

Орган Лютеранской церкви святой Екатерины на Васильевском острове
Орган Лютеранской церкви святой Екатерины на Васильевском острове профессионалы относят к новым органам, поскольку он был установлен лишь в 1999 году, хотя и в сохранившийся старинный корпус.
Фото: Павел Стенин.


За два столетия существования Петербурга как столицы Российской империи наш город стал и столицей… органов — такого количества этих «непростых» инструментов никогда не было ни в одном российском городе. Настоящий расцвет «органостроения» начинается с середины XIX века, когда иметь свой собственный орган могли себе позволить не только служители культа. По сути, с этого времени он становится почти светским инструментом.


Предок на водной основе


Есть много версий того, каким был предшественник органа. Упоминают египетские много­ствольные флейты, подобные известной нам флейте Пана, находят аналогии с некоторыми древнекитайскими инструментами.

Одно несомненно — непосредственным предком современного органа можно считать древнегреческий гидравлос, авторство которого приписывают Ктезибию, древнегреческому изобретателю, механику и математику, жившему в третьем веке до нашей эры. В этом инструменте вода выравнивала давление воздуха, поступающего в трубы, для ровности звучания. Отсюда и название.

Римские музыканты играют на гидравлосе и G-образном роге (II в. н.э.).
Римские музыканты играют на гидравлосе и G-образном роге (II в. н.э.)



Гидравлос из Древней Греции пришел в Рим, где он входил в состав инструментальных ансамблей, сопровождавших гладиаторские бои. Впоследствии он даже добрался из Византии в окрещенную Киевскую Русь и достаточно долгое время сопровождал православные богослужения. Но в XI веке состоялся окончательный разрыв между католической и православной церковью, и восточные христиане пошли по пути искоренения инструментов.

Первые органы средневековой Европы не отличались изяществом. Чтобы извлечь из них звук, музыканту буквально приходилось бить по огромным клавишам кулаками. Так что свой современный вид орган приобрел уже в XVI веке, в эпоху позднего Ренессанса.

А еще через несколько веков он окончательно перестал быть инструментом только для церкви и прочно вошел во дворцы и богатые дома.


Любимец князей и мародеров


Первый официально «задокументированный» орган в Петербурге появился в 1708 году, когда, по приказу Петра I, духовой орган из церкви святого Иоанна из разоренного города Дерпта (нынешний Тарту в Эстонии) был разобран и увезен в российскую столицу

В XIX веке из членов царской фамилии орган более всего любили великий князь Константин Николаевич Романов, его сын Константин Константинович, великая княгиня Екатерина Михайловна. Эти инструменты играли во дворцах Потоцкого, в Румянцевском дворце, где жил князь Владимир Одоевский, во дворце принцев Ольден­бургских. Орган был даже в Академии художеств, в мастерской Карла Брюллова. Крупней­ший из частных инструментов, похоже, находился в ту пору в Мраморном дворце. А чуть позже орган появляется даже в больницах. (Например, акушер-гинеколог Дмитрий Отт повелел установить орган в Императорском клиническом повивально-гинекологическом институте, посчитав, что его звук благоприятен для беременных.)

Перед революцией в городе находилось более восьмидесяти «учтенных» инструментов (в иноверческих церквях, концертных залах, дворцах), плюс инструменты в домах горожан (посчитать их количество невозможно) и около сотни органов в окрестностях и пригородах. Почти все они в советское время были уничтожены в процессе переустройства церквей под клубы и кинотеатры. Равно как растащены мародерами на цветной металл, или же сгинули в результате чрезвычайных происшествий. Так, например, на Выборгской стороне рядом с Сампсониевским собором в свое время сгорело в пожаре сразу несколько разобранных и складированных органов из закрытых церквей Ленинграда.

Самый большой орган довоенного СССР имел 76 регистров и находился в Петрикирхе на Невском проспекте. После закрытия храма орган передали Московской филармонии, а позже заменили на новый чешский инструмент. К слову, часть труб великолепного инструмента оказалась использована в органе Донецкой филармонии. Второй по размерам — из католической церкви святой Екатерины, что на Невском — окончательно погиб во время пожара в 1984 году, в день похорон Андропова.

До наших дней из «исторических» органов сохранились целиком всего пять, уцелели также два фасада от органов с новой «начинкой», и части труб двух старых органов вошли в новые инструменты Мариинского театра и Большого зала филармонии. Сегодня в Петербурге чуть больше двадцати органов — в два раза больше, чем при советской власти, но лишь четвертая часть того, что было до революции.

Маргарита Донникова



Интересные факты



Григорий Варшавский

Григорий Варшавский
Фото: Павел Стенин



Родился в 1956 году. Окончил Ленинградскую консерваторию как пианист, органист и музыковед. Концертирует с 1981 года, выступает с сольными органными концертами в Петербурге, в городах России, странах СНГ и Балтии, на Западе.
Преподает специальный орган на кафедре органа, клавесина и карильона Санкт-Петербургского государственного университета. Органист лютеранской церкви св. Екатерины на Васильевском острове (с 1990 года), где регулярно проводит общедоступные концерты духовной музыки, уделяя особое внимание музыке европейского Барокко. Также выступает в составе различных ансамблей старинной музыки. Имеет многочисленные авторские музыкальные записи на компакт-дисках.



Органный рейтинг

Список составил органист Григорий Варшавский от самого лучшего инструмента по убыванию.

Таврический дворец
• Концертный зал Мариинского театра
• Лютеранская церковь св. Екатерины на Васильевском острове
• Государственная академическая капелла имени М. И. Глинки Государственная консерватория Н. А. Римского-Корсакова (Глазуновский зал)
• Лютеранская церковь св. Марии на Большой Конюшенной ул.
• Собор Успения Пресвятой Девы Марии на 1‑й Красноармейской ул.
• Мальтийская капелла 
• Мариинский театр
• Церковь св. Петра и Павла на Невском пр. (Петрикирхе) — маленький и хорошо звучащий орган
• Католическая церковь Лурдской Божьей Матери в Ковенском пер. (орган здесь на 90% (!) «не играет»)

В Петербурге есть и хорошие учебные органы — в музыкальном училище имени Н. А. Римского-Корсакова, в СПбГУ, консерватории, в церкви св. Екатерины на Васильевском острове, в музыкальной школе им. Римского-Корсакова, в школе искусств на Охте, а также в часовне католического Успенского собора.

Орган в Таврическом дворце
Орган в Таврическом дворце был сконструирован под интерьер Купольного зала Таврического дворца, в котором исторически находился потемкинский орган, утраченный в прошлом веке