Top.Mail.Ru
«Сталину обязан жизнью». Откровения заслуженного артиста России с пятью классами образования. Читайте новый лонгрид нашего автора!
Close
Мы используем файлы cookie для того чтобы вам было приятнее находиться на нашем сайте
Понятно
Close
Ваш тайный советник

«Поезд мчится в чистом поле»

Карл Беггров гравюра «Поезд Царскосельской железной дороги» (1837)
Изображение: Карл Беггров гравюра «Поезд Царскосельской железной дороги» (1837)


В этом году исполняется 183 года со дня открытия первой в России «чугунки», соединившей Санкт-Петербург с Царским Селом. Ее называли «игрушечной» и «увеселительной», не воспринимая всерьез. Но из нее выросла вся железнодорожная сеть России. 


Русский стандарт колеи 

Прошло всего 11 лет после того, как в Англии появилась первая в мире железная дорога. И России такая нужна, уверял русского царя Николая I чешский инженер Франц Герстнер. «Нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России, так как они дают возможность сокращать большие расстояния путем увеличения скорости передвижения», — писал Герстнер. Император был настроен скептически. Но его сподвижник, известный прогрессивный реформатор Михаил Сперанский идею поддержал. В итоге в марте 1836‑го самодержец все-таки подписал указ о сооружении Царскосельской дороги. 

Франц Герстнер
Франц Герстнер


Строили ее быстро. Артели по 30–40 человек работали параллельно на нескольких участках. За ними присматривали 17 инженеров. Уже в мае начали возводить насыпь. Вскоре перешли к укладке шпал и рельс. Своих материалов в стране еще не было. Рельсы, стрелки, крепления для них, а также паровозы и вагоны пришлось закупать за границей — в основном в Бельгии и в Англии. Александров­ский завод в Петербурге поставлял паровые машины и водопроводные трубы. 

По решению Герстнера, ширина колеи первой русской железной дороги была больше, чем в Европе — 1829 миллиметров вместо 1435. Инженер считал, что паровозы и вагоны на широко поставленных колесах будут более устойчивыми и смогут перевозить больше грузов. Спустя несколько десятилетий ширину колеи уменьшили (русский стандарт с середины XIX века до 1970 года составлял 1524 миллиметра), однако на Царскосельской дороге рельсы переложили лишь в 1900 году. 


Торопился на фуршет 

Торжественное открытие Царскосельской дороги состоялось 11 ноября 1837 года. Репортер столичных «Ведомостей» так описывал это событие: «Была суббота, горожане стекались к старой полковой церкви Введения у Семе­нов­ского плаца. Они знали, что открывается необычная железная дорога и “стальной конь, везущий сразу много-много карет” впервые отправится в путь. Однако не всем удалось увидеть первый поезд. К самой станции, возведенной совсем недавно, простолюдинов не пускали. Ровно в 12 часов 30 минут крохотный локомотив дал пронзительный свисток, и восемь вагонов с благородной публикой отправились по маршруту Петербург — Царское Село». 

Тот первый состав вел лично Франц Герстнер, ставший на время машинистом паровоза. От станции на берегу Введенского канала (чуть позже там появился Витеб­ский вокзал) состав шел не спеша и, лишь преодолев мост через Обводный, пустился во весь дух — в то время максимальной была скорость около 60 километров в час. До Царского Села поезд домчался за 35 минут. На перроне его уже встречала восторженная публика, в павильоне был накрыт стол с угощениями. 


Родоначальник всех вокзалов 

Вскоре состав двинулся в обратный путь. До Петер­бурга он добрался еще быстрее — за 27 минут. В то время поезда еще не делали промежуточных остановок — их просто не было. Первые дни железная дорога была бесплатной для всех желающих. 

Появление паровозов, вагонов, станций произвело большое впечатление на петербуржцев. Картинки с изображениями поездов стали использовать повсюду — для рекламы товаров, для привлечения внимания. В Александрин­ском театре поставили водевиль «Поездка в Царское Село», где главным персонажем был паровоз. А Михаил Глинка написал «Попутную песню» про мчащийся в чистом поле поезд. 

Первое время поезда по железной дороге ходили по будням на конной тяге, и только в воскресенья и праздники выезжали из депо паровозы. Кроме того, курсировали они попеременно — сначала в Царское Село, потом обратно, так как колея была однопутной. К весне 1838‑го примерно посередине построили станцию для разъезда. Тогда она называлась Московское шоссе, сейчас известна всем как Шушары. После этого поезда стали курсировать по расписанию — с 9 до 22 часов с интервалом в 3–4 часа. 

В мае 1838‑го произошло и еще одно важное событие — открылся участок дороги от Царского Села до Павловска, который в то время был тихим дачным местечком. Чтобы привлечь туда пассажиров не только из числа дачников, на конечной станции был выстроен концертный павильон — как тогда писали «воксал». Такие «воксалы» служили обычно для проведения гуляний, балов, организации игр. Но в данном случае название так прочно стало ассоциироваться с железной дорогой, что повсеместно в нашей стране сооружения для пассажиров на станциях стали называть «воксалами» или по нынешнему «вокзалами». 

Елена  Самокиш-Гулковская «Музыкальный вечер  в Павловском вокзале»  (1862).
Елена Самокиш-Гулковская «Музыкальный вечер в Павловском вокзале» (1862)



Не забава, а полигон 

Царскосельскую дорогу в народе называли «игрушечной» или «увеселительной», считая, что нужна она только для забавы аристократов, которым стало проще добираться из столицы в царскую резиденцию. Но на самом деле эта «чугунка» имела гораздо большее значение для всей страны. Именно на ней учились молодые инженеры, путейцы, машинисты. Она стала полигоном для обкатки новой техники — паровозов и вагонов, которые начали выпускать уже в России. Благодаря этой дороге стало очевидно, что стране нужны и другие железные пути. И всего шесть лет спустя начали прокладывать рельсы между Петербургом и Москвой. 


Елена Ожегова


Интересные факты



2,5 рубля
Столько стоил билет в вагон первого класса в первые годы работы Царскосельской железной дороги. Во второй класс — 1,8 рубля, в третий — 80 копеек, в четвертый — 40 копеек.
При этом за пять лет дорога, на строительство которой было потрачено 5 миллионов рублей, окупилась и начала приносить прибыль.



Стальной первенец 
Паровоз, который открыл движение по Царскосельской дороге, был изготовлен на заводе Стефенсона в Англии. В России получил имя «Проворный». Сам он не сохранился, но его макет сейчас можно увидеть в павильоне на Витебском вокзале.

Макет паровоза «Проворный»
Макет паровоза «Проворный»

Уральские самородки 
Справедливости ради надо отметить, что самая первая железная дорога появилась в России еще в 1834 году. Ее построили по проекту крепостных самородков Черепановых — Ефима и его сына Мирона. Они же придумали и два паровоза, которые там работали. Но эту дорогу использовали только для перевозки руды на нижнетагильских заводах, а Царскосельская стала первой общедоступной.