Top.Mail.Ru
Ваш тайный советник

Царский транспорт

Экипажи работы мастеров России и Европы XVI, XVII и XVIII столетий — не просто элитарный вид транспорта, в большинстве своем это ­— произведения искусства, в которых сочетаются резьба по дереву, живопись, литье, художественная обработка кожи, ювелирное мастерство. Согласно специальному указу о правилах езды конца XVII века, в России разрешалось ездить в колымагах и каретах только лицам царской фамилии, боярам и высшему духовенству.

Во время пребывания в Париже в 1717 году Петр I ездил в разных каретах, а однажды его привели в королевский конюшенный двор, чтобы продемонстрировать лучшие экипажи. Царю, желавшему короноваться императором, нужен был особый коронационный транспорт. С учетом своего двухметрового роста он просил изготовить ему карету поболее обычных образцов. Этот почетный и дорогой заказ выполнила известная во Франции фирма — мануфактура Гобеленов.


Большая коронационная карета (Франция, начало 1720-х годов)

Большая коронационная карета (Франция, начало 1720-х годов)
Фото: Замир Усманов, «Интерпресс»
image

Деревянный корпус большой коронационной кареты был покрыт позолотой. Его расписал известный французский живописец Франсуа Буше. Внутри карета была обита бархатом и плюшем, имела сплошные занавеси на всех восьми окнах.

царская карета
Фото: hermitagemuseum.org
Когда во время коронации Николая II 9 мая 1896 года императорская чета торжественно въехала в Москву, шестикилометровую процессию замыкала позолоченная карета Александры Федоровны, сделанная в 1793 году придворным мастером И. К. Букендалем для Екатерины II и использовавшаяся на последующих коронациях.

Колымага* двухместная (Англия, конец XVI в.)

image
Подарена английским королем Яковом I царю Борису Годунову. Самый древний экипаж московской Оружейной палаты и единственный сохранившийся в мире экипаж подобного типа.

*«Колымага» — слово тюркского происхождения и означает «большая повозка». Чтобы управлять таким экипажем, кучер шел рядом или сидел на одной из ведущих лошадей. Поворотного круга у кузова не было, поэтому для разворота нужна была большая площадь или приходилось заносить задние колеса вручную.

Знаменитые экипажи

image

Четырехместная колымага русской работы выполнена в 1640‑х годах и принадлежала боярину Никите Романову. Единственный сохранившийся образец экипажа русской знати первой половины XVII века. У экипажа есть двери и оконца со слюдой, но нет рессор, «лебяжьей шейки» и поворотного круга.

image

Зимний потешный возок конца XVII в. Возки, которыми пользовались зимой для переезда на большие расстояния, представляли собой «кабину» с маленькими окошками и довольно широкими дверцами. Царь и его семья путешествовали в теплых возках, обитых внутри соболями, в крестовых возках размещались иконы, в постельных — сундуки с царской постелью, а в запасных везли царское белье и платье. Этот потешный возок служил для игр и забав царевны Екатерины, малолетней дочери Ивана Алексеевича, брата и соправителя Петра I.

image
Летний потешный возок двухлетнего царевича Алексея, сына Петра I. Оборудован «лебяжьей шейкой» и поворотным кругом. Этот более совершенный способ разворота кремлевские мастера стали применять во второй половине XVII века.


Коронационный поезд императора Александра II

Коронационный поезд императора Александра II


«Коронационное» яйцо — самое известное произведение фирмы Карла Фаберже.

«Коронационное» яйцо — самое известное произведение фирмы Карла Фаберже.

Изготовлено в память о коронации Николая II. Внутри размещается миниатюрная копия императорской кареты 1793 года Екатерины II, длиной менее 100 мм. При открывании дверей опускается крохотная подножка. Сама кабина подвешена на золотых рессорах, золотые колеса одеты в платиновые шины.