Top.Mail.Ru
Тайны пищевой промышленности Ленинграда. Чем отличались продукты советского времени от сегодняшних.
Как ленинградцы питались в «годы застоя» и почему петербуржцы смогли выжить в «лихие 90-е». Читайте новый лонгрид нашего автора!
Close
Мы используем файлы cookie для того чтобы вам было приятнее находиться на нашем сайте
Понятно
Close
Ваш тайный советник

Локомотив революции

паровоз ленина
Фото: Василий Голиняк, «Интерпресс».


"У меня Ленин кочегарил", — рассказывал в 30‑е годы заезжим журналистам финн Гуго Ялава. Это он на паровозе № 293 в 1917 году дважды перевозил Ильича через границу — сначала в Финляндию, потом обратно. Паровоз стоит теперь на вечной стоянке у Финляндского вокзала.


Ильич ждал в кустах


Летом 1917‑го после неудачного июльского выступления большевиков Ленину стало опасно оставаться в Петрограде. Из столицы он переселился в Разлив, где изображал финского косаря и жил в шалаше. Но к августу зарядили дожди, сенокос давно кончился, и маскировка Ильича становилась все более нелепой. ЦК партии принял решение переправить его в Финляндию.


Операцию поручили проверенным конспираторам — Сантери (Александру) Шотману и Эйно Рахье. Те пару дней походили через границу и поняли, что провести Ленина там будет непросто — слишком строгий контроль. И тут Рахья вспомнил, как в 1912‑м перебросил в Финляндию одного человека на паровозе. По другой версии, идею подкинул организатор «шалаша» Николай Емельянов. Почему бы не попробовать? Благо был проверенный машинист — Гуго Ялава. Тот уже не раз тайно провозил через границу оружие, деньги, запрещенные книги. «Сплавить за реку» (граница проходила тогда по реке Сестре) Ильича он взялся без колебаний.

Александр Шотман
Александр Шотман


Поздно вечером 9 августа Ялава вел пассажирский, как его еще называли — «дачный», поезд с Финляндского вокзала до Райволы (нынешнее Рощино). У станции Удельная он замедлил ход. Возле переезда под тусклым фонарем кто-то читал газету. Это был знак, что все идет по плану: Ленин ждет в кустах. Машинист обычно останавливал состав у платформы, но в этот раз он будто случайно протащил его дальше, за перрон, в темноту. Пока подсаживались пассажиры, в паровоз запрыгнул Ильич, одетый кочегаром.

Владимир Ленин в гриме и парике в августе 1917 года
Владимир Ленин в гриме и парике в августе 1917 года


Внештатный кочегар


Через 30 минут состав прибыл в пограничный Белоостров. Обычно таможенники не особо проверяли паровозную бригаду. Но лучше было перестраховаться. Едва поезд встал на станции, Ялава отцепил паровоз и погнал его к водонапорной башне. В этом не было необходимости. Воды еще в Петрограде залили предостаточно. Но так было спокойнее. Только к самому отбытию из Белоострова Гуго подкатил на паровозе к вагонам, быстро их прицепил и тронулся.

Гуго Ялава
Гуго Ялава


Вскоре поезд добрался до Тери­оки (Зеленогорска), где Ленин и ехавшие в первом вагоне Шот­ман и Рахья благополучно сошли.

Эйно Рахья
Эйно Рахья


В октябре 1917‑го те же персонажи повторили эту хитрость: Ильич под видом кочегара вернулся в Петроград.

«В моем паровозе не было предусмотрено должности кочегара, — вспоминал Ялава. — У меня мог быть только помощник, но ради Ленина пришлось изменить штатное расписание».

Паровоз № 293 ездил на дровах. Он исправно служил на финском направлении с 1913 года, когда его купило Управление Финляндских железных дорог. А выпущен он был еще в 1900‑м американской паровозостроительной компанией в Ричмонде. В партии было 22 таких паровоза легкого класса, серии Н2, удобных для пригородных перевозок. Этот — «ленинский» — единственный из всей серии сохранился до наших дней.


Больше никого не отвезет


Вскоре после Октябрьской революции Ялава пересел на другой паровоз, а 293‑й достался машинисту Николаю Рыбкину. В апреле 1918‑го в бок «локомотиву революции» врезался маневровый паровоз, разбил «легенде» паровую машину, сбил трубу и песочницу. И машину, дрова в топку которой подкидывал сам Ильич, пришлось списать.
Паровоз едва не сгнил на «кладбище». Но весной 1920‑го активист-коммунист из депо Фин­ляндского отделения железной дороги предложил к Первомаю отремонтировать и подарить Республике какой-нибудь паровоз. Выбрать подходящий экземпляр на свалке поручили самому молодому машинисту депо Вольдемару Виролайнену. Обходя запасные пути, где ждали своей участи списанные машины, он узнал 293‑й, так как в 1916 году не раз его обслуживал и был хорошо знаком с Ялавой.

Вольдемар Виролайнен
Вольдемар Виролайнен


Знал ли Виролайнен в тот момент, как «отличился» этот паровоз в истории, доподлинно не известно. Молчаливый Гуго раскрыл тайну своего кочегара только после смерти Ленина.

Как бы то ни было, паровоз отремонтировали. Еще четыре года он бегал по пригородам Петро­града. В 1924‑м его вместе с другим имуществом отдали отделившейся Финляндии. Там он был приписан к депо Тампере.

А в 1947 году в Финляндию на празднование 40‑летия местного парламента в числе советских делегатов приехал Вольдемар Виролайнен, тогда уже начальник Кировской дороги. Не тратя зря времени, он разыскал паровоз Н2−293, который все еще исправно трудился. Финнам объяснили, что это за локомотив. Спустя 10 лет они подарили его Советскому Союзу. 20 июня 1957 года его торжественно встретили в Ленин­граде. «Старика» не стали больше гонять. Сначала выставили на всеобщее обозрение на углу Лесного проспекта и Нейш­лотс­кого переулка. Там он пробыл пять месяцев. А потом его на три с половиной года забрали в депо. 22 апреля 1961‑го паровоз установили на Финляндс­ком вокзале рядом с платформами. К 1964‑му для него соорудили стеклянный павильон.

В 2005‑м паровоз подремонтировали, восстановили утраченную будку, заново покрасили, а в павильоне сделали ночную подсветку.

В 1990‑е вокруг паровоза выросли киоски и лотки, почти скрыв за собой один из символов революции. Сейчас подобраться к паровозу-памятнику проще, правда, если есть билет на электричку, иначе на перрон не пустят.


Возле 293‑го — традиционное место встречи на вокзале. А еще его очень любят китайские туристы, одни из немногих, которые еще ценят коммунистические символы Петербурга.


Елена Ожегова




Интересный факт



Запомните этот день и час

На вечную стоянку на Фин­ляндс­­ком вок­зале паровоз Н2−293 встал 4 ноября 1964 года в 8 часов 40 минут.