Top.Mail.Ru
Ваш тайный советник

Правила голубой крови

Бал в Петербургском Дворянском собрании 23 февраля 1913 года. Дмитрий Кардовский.
Изображение: Бал в Петербургском Дворянском собрании 23 февраля 1913 года


Выходы в свет, балы, салонные беседы и личная переписка… Бытовая жизнь дворян была похожа на ритуал, для участия в котором требовались отдельные умения — их усваивали в кругу семьи.


Стремление к идеалу
Главная установка в воспитании мальчиков из дворянских семей — ориентироваться не на успех, а на идеал. Почитаю­щиеся в обществе добродетели, такие как смелость, честность, образованность, объявлялись качествами обязательными.


Патриотизм
В дворянских домах и усадьбах организовывались своеобразные музеи в память о каком-либо предке и его боевых заслугах. В доме бережно хранились награды, полученные в разных военных кампаниях, и оружие. Это способствовало патриотическому воспитанию молодых дворян.


Физкультура
Безусловным достоинством дворянина считались храбрость и выносливость. Для этого мальчиков с младых ногтей учили плавать, владеть оружием, переносить холод. Впрочем, даже в железных правилах находилось место исключениям. Так, будущего философа и публициста Александра Герцена не выпускали из комнаты целую зиму, а если позволяли прокатиться в карете, то сверх шубы и теплой шапки укутывали платками и шарфами.


Религиозность
Мысль о Боге была первым знанием ребенка. О нем узнавали обычно от матери. День начинался и заканчивался молитвой.


Уважение к старшим
Во многих дворянских семьях придерживались традиции отдельного проживания детей и родителей. Детские комнаты находились в другом крыле дома, что учитывалось изначально при его планировке, и в максимальном удалении от кабинета отца, «ибо за криками и шумом ничего делать не можно будет».
Писатель Владимир Соллогуб вспоминал: «Жизнь наша шла отдельно от жизни родителей. Нас водили здороваться и прощаться, благодарить за обед, причем мы целовали руки родителей, держались почтительно и никогда не смели говорить «ты» ни отцу, ни матери». Расстроить родителей считалось тяжелым проступком. «Ты недостоин моей дружбы», — говорил Николаю Бестужеву недовольный его поведением отец.
«Мальчикам внедряли догмат беспрекословного повиновения ввиду предстоявшей им государственной службы, девочкам — ввиду неизбежной власти мужа», — вспоминает писательница и феминистка Мария Цебрикова.


Любезность и учтивость
Без них было не обойтись, вступая в разговор с другими людьми. В общении следовало смотреть собеседнику в глаза, с уважением относиться к чужому мнению и не задевать самолюбие других. Этими добродетелями некоторые представители российской аристократии часто пренебрегали. Доказательство тому — несметное количество дуэлей, захвативших империю в XVIII веке.


Контроль эмоций
«Лаком высшего тона» называл Лев Толстой заученность этикетных норм, знаменитые сдержанность и спокойствие, умение тщательно скрывать свои истинные мысли и чувства.
Писатель так характеризовал отца Нико­леньки в «Детстве»:«…Он так хорошо умел скрывать от других и уда­лять от себя извест­ную всем темную, наполненную мелкими досадами и огорчениями сторону жизни, что нельзя было не завидовать ему».


Танцы
Один из обязательных элементов воспитания. Не умея танцевать, нельзя было попасть на бал. А бал в жизни дворян был не праздным времяпрепровождением, а важнейшим элементом социализации.
Танцы того времени были сложны и требовали специальной хореографической подготовки. Обучение начиналось с 5–6 лет. Кроме заучивания па, преподава­лось и умение держать себя: изящно кланяться, легко двигаться, подавать руку даме.
Девочки были обязаны следить за осанкой. Анна Керн вспоминала, как гувернантка заставляла ее каждый день лежать на жестком полу.


Музыка
В допетровскую эпоху игра на музыкальных инструментах считалась для дворян неприличной, но в XVIII–XIX веках правила изменились. Отныне музицированию находилось место в расписании дня ребенка в обязательном порядке. Считалось, что музыка вызывает благородные чувства.


Развитие навыков письма
Детей по мере овладения грамотой приучали писать письма и вести дневник. Без умения правильно формулировать и красиво излагать свои мысли на бумаге дворянин не мог чувствовать себя своим в высшем свете.


Знание хозяйства
Этот навык прививался исключительно маленьким дворянкам. Княгиня Мещерская писала своей дочери: «Следует избегать долгов. Лучше себе отказать не только в прихоти, но даже в нужном, чем войти в долг. «Питаю себя надеждою, — продолжала княгиня, — что кротостью, послушанием, ревностью характера не возмутишь семейного спокойствия».
Молодым дворянкам надлежало вести себя скромно и не привлекать излишнего внимания к своему образованию, даже если оно и было блестящим. Вот размышления современника по этому поводу: «Женщина еще может быть умной, хотя и ее доля незавидна. Все будут говорить, что она умная женщина, хвалить ее ум, но в обществе она всегда будет сидеть одна или среди старух».

Воспитанники Пажеского корпуса на уроке фехтования, начало XX в
Воспитанники Пажеского корпуса на уроке фехтования, начало XX в


Добрачные связи
О сексуальной стороне брака целомудренные дворянки почти ничего не знали — эта тема была табуированной. Молодые дворяне вели себя гораздо фривольнее, получая первый сексуальный опыт с прислугой и замужними женщинами.
Часто юношей в дома терпимости приводили отцы и старшие братья.