Top.Mail.Ru
«Сталину обязан жизнью». Откровения заслуженного артиста России с пятью классами образования. Читайте новый лонгрид нашего автора!
Close
Мы используем файлы cookie для того чтобы вам было приятнее находиться на нашем сайте
Понятно
Close
Ваш тайный советник

Мануальная механика



Его часто называют «королем инструментов». Похоже, такое прозвище органы получили не только за любовь патриаров и монархов, грандиозные размеры и диапазон звучания. Орган требует к себе «королевского отношения»: его строители, настройщики, исполнители, композиторы — все должны быть профессионалами экстра-класса.


Из чего состоит


Каждый орган состоит из трех составных частей:
1 – лабиальные трубы;
2 – система управления (между исполнителем и трубой находится механизм, который приводится в действие руками и ногами музыканта);
3 – система подачи воздуха и выравнивания давления.


Звучащий воздух


Особенность лабиальной трубы в том, что звучит не она сама, а воздушный столб в ней. Коле­бания воздуха возбуждаются рассекателем, лабиумом. По такому же принципу извлекаются звуки из флейты или милицейского свистка. А вот саксофон, гобой, губная гармошка принципиально другие — в них колеблется не воздух, а обтекаемый его потоком язычок. Трубы последнего типа называются язычковыми. В органе есть и те и другие, но без лабиальных мы получаем не орган, а фисгармонию.

Каждая труба в органе может издать один звук. Чем больше труб, тем богаче звучание.

Недра органа
Недра органа пронизывает механическая трактура. Это сложная система передачи усилия от клавиш и регистровых цуг к игровым клапанам и регистровым шлейфам. Фото: Павел Стенин


Педали и мануалы


Трубы одного тембра объединяются в регистры. Они управляются с клавиатур — ручной (мануалы) и ножной (педаль), а также регистровыми цугами — выдвигаемые или рукоятки (находятся над клавиатурой или по бокам инструмента). Если органист берет три клавиши на клавиатуре при включенном одном регистре — звучат три трубы, выдвигает вторую регистровую цугу — звучат шесть труб.


Регистров бывает до 300 (чаще всего от 8 до 60), а клавиатур — от одной до семи.


Постоянное давление


Третья часть инструмента — механизированная система подачи воздуха. Если его не нагнетать в мехи и не поддерживать в них постоянное давление, орган звучать не будет. Воздух попадает в магазинные мехи, каждый из которых связан с одной из винд­лад. Это деревянные резервуары для сжатого воздуха, на которых и установлены ряды труб.
В маленькие органы исполнитель качает воздух ногами сам, а, чтобы заиграл огромный орган, раньше привлекали отдельных людей, калькантов, которые закачивали воздух в мехи. Но за последнее столетие почти все большие органы были оснащены электродвигателями.

Большинство элементов находятся за парадным фасадом, или «проспектом», и занимают эти механизмы и трубы достаточно большую площадь. Так, орган лютеранской церкви св. Ека­те­ри­ны на Васильевском острове, внутри которого мы побывали, — это комната площадью около 20 м2 и высотой около четырех метров.

Орган внутри
Для настройки малых открытых лабиальных металлических труб используется штимгорн. С его помощью завальцовывается или развальцовывается открытый конец трубы. Фото: Павел Стенин


Руки на пульте


Важная часть органа — приспособления для приведения в действие регистров (так называемые регистровые тяги, или цуги).
Важная часть органа — приспособления для приведения в действие регистров (так называемые регистровые тяги, или цуги). Фото: Павел Стенин


Видимая часть — пульт, с которого органист управляет всей сложной системой.

У органиста задача осложнена еще и тем, что каждый инструмент имеет особенное звучание, и играть надо на нем по-своему. Органы изменялись как и архитектура: строились готические, ренессансные, барочные органы, и это не только стиль оформления видимой части — проспекта с трубами, это прежде всего касается звучания и состава регистров.

В каждое время существовала своя мода на звучание. Например, до 1920‑х годов устанавливали романтические органы. Они зучат низко, очень мягко, но вот играть Баха на них невозможно.


После Второй мировой войны в европейском органостроении господствовала мода на необарочные органы, близкие по звучанию к эпохе Баха.

В 1960–1970‑е годы победила концепция строительства так на­зы­ваемых компромиссных органов, включавших в себя и романтические, и барочные регистры. В последние десятилетия органы все чаще строят более ориентированными на определенный художественный стиль.


Маргарита Донникова
Автор благодарит Григория Варшавского, Николая Радецкого и Анатолия Погодина за участие в подготовке материала