Top.Mail.Ru
«Сталину обязан жизнью». Откровения заслуженного артиста России с пятью классами образования. Читайте новый лонгрид нашего автора!
Close
Мы используем файлы cookie для того чтобы вам было приятнее находиться на нашем сайте
Понятно
Close
Ваш тайный советник

По мужнину велению

андрей рябушкин «семья купца в XVII веке» (1896).
Детей полагалось окружать запретами с самого детства, вольностей не позволять и даже не улыбаться им понапрасну.
Изображение: Андрей Рябушкин «Семья купца в XVII веке» (1896)



Недавно протоиерей Всеволод Чаплин, до конца 2015 года возглавлявший Синодальный отдел РПЦ по взаимоотношениям Церкви и общества, назвал «Домострой» «потрясающим документом о нравственном измерении жизни семьи», который может быть применим и сегодня. Правда, не пояснил, какой из наказов следует применять. Бить сына с юности по ребрам? Или бережно хлестать плетью слуг? Предлагаем читателям самим ответить на этот вопрос. 


Бьешь по телу — душу спасаешь

«Домострой», знаменитый свод правил XVI века, давал массу ценных советов о духовной и мирской жизни зажиточного горожанина или боярина. Как расставлять в доме образа святых, что запасать на зиму и подавать на стол, но главное — как вести себя с близкими и домочадцами. 

Родителям следовало сыновей и дочерей учить страху божию, вежливости и всякому порядку, при этом не особенно с ними церемонясь. Иначе себе же потом боком выйдет. И наоборот, «казни сына своего измлада и порадуешися о нем в мужестве». Слово «казнить», естественно, употребляется здесь в значении «наказывать», а не рубить голову, как только сынок на свет уродится. 

В особой строгости надлежало растить сыновей, которых надобно было любить, но и бить не жалея: «не даж ему власти во юности но сокруши ему ребра донележе растеть». И тогда, возмужав, он не провинится перед тобой и не станет тебе досадой. В ход дозволялось пускать и жезл — здоровее будет, потому как, казня его телесно, «душу его избавляеши от смерти». 

Интересно читать такое, особенно в свете ювенальной юстиции (столь популярной ныне на Западе и рекомендуемой к внедрению в России) — когда социальные службы могут изъять ребенка у «жестоких родителей», например, за шлепок по попе. 

А вот дочерей, по «Домострою», важно было сохранить от бед телесных. Если они в послушании ходят, то и не твоя вина, если даже по глупости лишатся девственности — «в неразумии прокудит девство свое». 

Детям наказывалось любить родителей и в здравии, и в немощи. Тот же, кто ругает или осуждает мать с отцом, будет «пред Богом грешен, от народа проклят». А «кто биет отца и матерь, от церкви и от всякия святыни да отлучится и лютою смертию и градцкою казнью да умрет». 


Жена страдо­любива и молчалива 


Портрет идеальной жены был таков: она и домовита, и мастерица на все руки, и детей воспитывает. Все у нее в доме припасено и расходуется экономно — и еда, и ткани. Но за хорошую жену хвалу и честь авторы свода правил отдавали мужу. Женская благодетель считалась заслугой именно мужской. 

Мужу полагалось с утра и с вечера после молитвы говорить с женой, на ком какая обязанность, кому чем заниматься, когда и что из еды и питья приготовить для гостей и для себя. Ладная хозяйка наладит мужу своему благополучную жизнь: с ней богатства в доме будут лишь приумножаться, а число дней его жизни удвоится. 

Жена была тенью мужа — полновластного хозяина в доме. Она должна была спрашивать у него совета во всех делах: и как ему угодить, и как душу у бога спасти, и как дом свой в добре строить. Женщина во всем ему подчинялась — что супруг накажет, то с лю­бовью принимать и творить по его наказанию. 

Счастлив был тот, у кого жена «и страдолюбива, и молчалива». Супруге предписывалось даже в гости ходить и к себе звать только тех, кого муж велит. С гостями беседовать лишь о рукоделии и домашнем порядке. Пить женщине строго-настрого запрещалось и в гостях, и дома: ни вина, ни меда, ни пива, ни угощений. Только бесхмельную брагу да квас. Судачить о соседях жена права не имела, не говоря уже о том, чтобы пересказывать слухи и ложные речи слуг мужу своему. 

Если же она не смотрела за порядком и не слушалась благоверного, то он должен был наказывать и вразумлять ее страхом, но наедине. А потом все же простить и с любовью поучить. 

Куда строже хозяевам надлежало поступать со слугами. За серьезное ослушание в ход советовалось пускать плети, но бить следовало бережно и разумно, чтоб люди другие не слышали. «Ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колоть, никаким железным или деревяным не бить», ибо так человек может остаться и глухим, и слепым или руку вывихнуть. Особенно аккуратно надо было избивать беременную, дабы не повредить ребенка... 

Так что «Домострой» был в некотором роде проникнут гуманизмом. Но следовать средневековым нравственным ориентирам и тем более советам надо все-таки с осторожностью. Некоторые из них в наше время могут и под уголовное дело подвести. 

Мужу и жене дозволялось завтракать врозь лишь в одном случае — когда кто-то из них был болен


Марина Костюкевич



Интересные факты



Не учите Грозного 
До сих пор нет однозначного ответа, кто написал энциклопедию жизни средневекового горожанина. Одни исследователи приписывают авторство «Домостроя» духовнику и сподвижнику Ивана Грозного протопопу Благовещенского монастыря в Москве Сильвестру. Другие уверены: он лишь обобщил и отредактировал правила — результат многолетнего коллективного творчества. Нравоучения стали собирать в XV веке в Великом Новгороде. По иронии судьбы сам Иван Грозный не любил советов. Известно, что с 1560 года Сильвестр попал в опалу царя и провел последние дни в Кирилло-Белозерском монастыре. 


Советам не наказ 
Советская власть невзлюбила нравоучения, пропитанные христианским духом. Большевики называли «До­мо­­строй» примером мракобесия и рабского отношения к женщине. После Октябрьской революции 1917 года книгу запретили и повсеместно изымали из библиотек.

плакат: Адольф Страхов-Браславский (1926)
плакат: Адольф Страхов-Браславский (1926)