Top.Mail.Ru
Ваш тайный советник

Крейсер «Варяг»: жизнь после смерти

Крейсер "Варяг"
Крейсер «Варяг» в 1904 году, источник: The Russo-Japanese War, P.F. Collier & Son 1904, commons.wikimedia.org



9 февраля (27 января по старому стилю) 1904 года, капитан 1-го ранга Всеволод Руднев, убедившись, что его корабль более не имеет возможности продолжать бой, сообщил собранию офицеров о намерении уничтожить его. Собрание единогласно признало этот выход единственным. Ввиду тесноты рейда, дабы не подвергать опасности другие суда, капитан отказался от подрыва и приказал механикам открыть кингстоны. Так погиб крейсер «Варяг».

капитан 1-го ранга Всеволод Руднев
Всеволод Руднев. Фото: ru.wikipedia.org




Русские не сдаются 

Это была самая настоящая трагедия. Из разряда тех, в которые не хочется верить. Неудивительно, что столичные газеты с передовицами, посвященными печальным новостям из корейского порта Чемульпо, выйдут лишь несколько дней спустя. «Слух о гибели „Варяга“ и „Корейца“, к несчастью, подтвердился, — написала, к примеру, „Русь“. — К Чемульпо подошла целая японская эскадра, и понятно, что один крейсер и небольшая канонерская лодка не могли бороться с такой эскадрой. Не могли, а все же боролись. Когда у „Варяга“ была сбита мачта и получено серьезное повреждение в кормовой части — повреждение, вследствие которого начался пожар, — „Варяг“ отошел вместе с „Корейцем“ на внутренний рейд. Здесь наши моряки, верные своему старинному воинскому долгу, что „русские не сдаются“, взорвали „Корейца“, а „Варяг“ — сгорел и затонул».

Крейсер "Варяг" и "Кореец"
«Варяг» (слева) и «Кореец» идут в бой, 9 февраля 1904. Фото: international.loc.gov



Германия с нами 

А всего три недели спустя в мюнхенском журнале Jugend будет опубликовано стихотворение австрийского поэта и драматурга Рудольфа Грейнца «Der «Warjag», посвященное гибели русского крейсера. Весьма оперативно это стихотворение будет переведено на русский супругой профессора-германиста петербургского университета Еленой Студенской. А вслед за этим юное дарование — воспитанник 12-го гренадерского Астраханского полка, 16-летний Александр Турищев положит перевод на музыку. Так родилась великая песня «Врагу не сдается наш гордый «Варяг», впервые прозвучавшая 29 апреля 1904 года в Зимнем дворце во время торжественной церемонии чествования моряков «Варяга» и «Корейца». Примечательно, что г-жа Студенская достаточно «вольно» обошлась с исходным текстом: если в оригинале у Грейнца речь шла в общем-то о бессмысленной гибели людей, «обреченных на героизм» своими властями, то в интерпретации Студенской стихотворение приобрело сугубо патриотический смысл. 

И все же: весьма показательно, что немцы в ту пору столь живо реагировали на, казалось бы, сугубо российские трагедии. Император Вильгельм, узнав о случившейся вскоре новой беде — катастрофе Порт-Артура, — отправил Государю Императору телеграмму с глубоким соболезнованием, высказывая, что «траур России есть в то же время траур Германии». Но пройдет совсем немного времени — и от былого дружеского сочувствия между нашими народами не останется и следа. А сам тот факт, что «народная песня» про «Варяг» появилась благодаря немецкому поэту, будет целенаправленно предан забвению.


Крейсер "Варяг" после боя, 9 февраля 1904
Крейсер «Варяг» после боя, 9 февраля 1904. Виден сильный крен на левый борт. Фото: ru.wikipedia.org



Корабль-космополит

Крейсер «Варяг» — корабль с короткой, но уникальной, «космополитической» судьбой. Считавшийся одним из самых красивых кораблей флота, он был построен по заказу русского правительства на верфях в США. Получил «скандинавское имя». Погиб в корейских водах под русским Андреевским флагом. Вскоре был поднят со дна японцами. (Как писали в ту пору западные газеты, «приобретение этого судна, хоть и поврежденного, вполне вознаграждает японцев за потерю своих пароходов, потопленных у Порт-Артура, стоимость которых оценивается в 1 250 000 рублей».) В конце 1907 года введен в состав японского флота под именем «Сойя». 

В 1916 году Россия выкупила «Варяг» вместе с другими захваченными японцами кораблями Первой Тихоокеанской эскадры. Вскоре выяснилось, что крейсеру требуется ремонт, и в феврале 1917-го его отправили на судоверфь в Глазго. Но грянула революция, и британцы конфисковали «Варяга» в счет компенсации царских долгов. После продали крейсер по цене металлолома Германии. Но он до туда так и не добрался: в 1920 году, следуя на разборку, сел на камни и затонул у берегов Южной Шотландии, в заливе Ферт-оф-Клайд...

Игорь Шушарин




Интересный факт

Зря не разбили бутылку 
Легенда гласит, что при первом спуске «Варяга» в воды реки Делавэр на корабле по православному обычаю отслужили молебен и освятили крейсер святой водой. Но вот разбивать предложенную американцами бутылку шампанского о борт корабля русские якобы отказались (подобный судостроительный обычай нашим был тогда в диковинку). А может, все-таки стоило разбить?