Top.Mail.Ru
Тайны пищевой промышленности Ленинграда. Чем отличались продукты советского времени от сегодняшних.
Как ленинградцы питались в «годы застоя» и почему петербуржцы смогли выжить в «лихие 90-е». Читайте новый лонгрид нашего автора!
Close
Мы используем файлы cookie для того чтобы вам было приятнее находиться на нашем сайте
Понятно
Close
Ваш тайный советник
Фильмы

Спасибо Алену Делону!

Фильм "Тегеран-43"

В 1981 году на советские экраны вышел фильм «Тегеран-43». Любой современный блокбастер позавидует «кассовым сборам» этой картины. Только в СССР было продано 10 миллионов билетов, показывали его и в кинотеатрах Европы и США. Таким успехом фильм во многом обязан Алену Делону. Лишь немногие в курсе, что французская кинозвезда снялась в советской картине по чистой случайности... 


Звездная компания 

Это был первый проект такого рода — в производстве двухсерийного фильма принимали участие сразу четыре страны: СССР, Испания, Франция и Швейцария. Съемки частично велись за границей — в США и во Франции. Режиссеры картины — Владимир Наумов и Александр Алов — замахнулись снять масштабный политический детектив с элементами боевика, мелодрамы и триллера. Действие происходит одно­временно в разных временах. В разгар Второй мировой войны советский разведчик Андрей Бородин в 1943 году в Тегеране пытается предотвратить покушение на участников встречи «Большой тройки» — Сталина, Черчилля и Рузвельта. Он же спустя десятилетия вылетает в Париж, где впервые обнаружилась кинолента, снятая одним из неудачливых террористов. Андрей мечтает о встрече с француженкой Мари, которую он полюбил еще в Тегеране и помнил все эти годы... На роль мужественного и решительного советского разведчика Бородина режиссер Влади­мир Наумов без проб назначил Игоря Костолевского. К 80-му году тот уже успел прославиться своими ролями в двух «звездных» фильмах — «Звезда пленительного счастья» и «Безымянная звезда». На главную женскую роль — переводчицы Мари — Владимир Наумов без лишних сомнений пригласил свою супругу, актрису Наталью Белохвостикову. Других претенденток он даже и не рассматривал. Нацистов-террористов на экране должны были воплотить Армен Джигарханян и Альберт Филозов. Из заграничных звезд в фильм пригласили уже пожилого австрийца Курда Юргенса на роль адвоката Легрена (кстати, это была его последняя работа в кино, через два года актер умер) и француженку Клод Жад — она сыграла небольшую роль подставной любовницы Джигарханяна. 

Владимир Наумов и Александр Алов, фильм Тегеран-43
Владимир Наумов (слева) и Александр Алов


Баку на все случаи жизни 

Команда уже была готова к съемкам, но оставалась одна загвоздка. В реальном Тегеране снимать было никак нельзя — шла кровопролитная Ирано-иракская война. Пришлось выкручиваться. В павильонах «Мосфильма» построили целый город — с узкими восточными улочками, дворами, балконами и лестницами. В этом «псевдо-Тегеране» кипела жизнь — бродили торговцы с ослами и обезьянками, происходили разборки и перестрелки. Получилось настолько реалистично, что «подделку» никто не заметил. «Уже смонтированные эпизоды мы показывали нашим знакомым иранцам, живущим в Москве, — вспоминал потом Владимир Наумов. — Один говорит: "О, это моя улица! Там за углом мой дом!"». 

В «Тегеране-43» Баку изображал Тегеран
В «Тегеране-43» Баку изображал Тегеран


А натурные съемки решено было проводить в Баку. Столица Азербайджана, благодаря своему колориту, уже не раз выручала советских кинематографистов. В «Бриллиантовой руке» она превратилась в Стамбул, в «Человеке-амфибии» — в Буэнос-Айрес. теперь настал черед Тегерана. В кадре оказались узкие улочки так называемого старого города Ичери-Шехер и кладбище Кала в окрестностях Баку. Задейство­вали азербайджанских киношников. «Первым делом надо было смотреть на мечети, — вспоминал художник-постановщик Фикрет Алекперов. — В Азербайджане у них круглые купола, а в Ира­не — конусообразные. Так вот, в эпизоде, где Черчилль едет по улицам Тегерана, а вдали виднеется мечеть, пришлось прибегнуть к комбинированному кадру — перед камерой поставили макет мечети». 

В «Бриллиантовой руке» Баку изображал Стамбул
А в «Бриллиантовой руке» — Стамбул


Не дали погулять по Парижу 

В «Тегеране-43» есть и еще одна «обманка». Парижское кафе, возле которого террористы на грузовике насмерть сбивают постаревшую переводчицу Мари, устраняя таким образом одного из последних свидетелей тегеранского заговора, снимали в Москве. Но и в Париже съемочной группе все-таки удалось побывать. Впрочем, Игорь Костолевский и Наталья Белохвостикова вспоминают этот французский период без особого удовольствия. Актерам, чтобы сыграть самих себя в старости, приходилось усаживаться перед гримерами за пять часов до начала съемок! «Нам не разрешалось смеяться, разговаривать, есть и пить, — вспоминала позже Наталья Белохвостикова. — В то время, как наши коллеги гуляли по Парижу, мы только и делали, что гримировались». 

Белохвостикова и Костолевский
Белохвостикова и Костолевский только и делали, что гримировались


Кстати, Костолевскому есть нельзя было не только из-за грима: после перерыва в съемках он вернулся на площадку изрядно пополневшим. В таком виде советский разведчик не мог участвовать в спецоперации! Костолевского срочно посадили на жесткую диету, недели две голодовки — и актер снова стал стройным и подтянутым. 

В «Тегеране-43» было много драк, погонь и стрельбы. В фильме была задействована команда каскадеров под руководством Алек­сан­дра Иншакова. Он вспоминал, что вокруг сцен с драками кипели жаркие споры: режиссеру хотелось эффектных «каратистских» ударов высоко поднятыми ногами, но Иншаков возражал — это будет исторически недостоверно, ни советские разведчики, ни нацистские шпионы не могли в 40-х годах владеть этими техниками. Тем не менее высокие удары ногами в кадре все же появились, и не зря — зрители назвали потасовки в «Тегеране-43» лучшими кинодраками за последние несколько лет. Впрочем, кое-какие трюки проделывали и сами актеры. Армену Джигарханяну пришлось лично изображать смерть от выстрела в лоб. Для этого у него под париком был спрятан пистон с красной краской, который по команде взрывался, и убийца Макс Ришар падал замертво. 

А вот главному «злодею» фильма палачу Шернеру ни разу не дали «позлодействовать». Исполнитель этой роли Альберт Филозов очень из-за этого расстраивался. «Но режиссер мне сказал: "Если дать тебе пострелять, то зритель сразу поймет, что ты стрелять не умеешь"», — вспоминал потом актер. 
Кстати, из-за этого персонажа вся картина оказалась под угрозой. Финал фильма выглядел так: террористы-сообщники Шернера расправляются со всеми свидетелями той «тегеранской» истории, после чего главный злодей просто растворяется в парижской толпе. Когда фильм показали руководителям «Мосфильма», те пришли в негодование — фашистский палач сбежал, зло осталось безнаказанным! Чиновники от кино потребовали финал изменить и нацистского антигероя убить или хотя бы арестовать. Иначе фильм положат на полку и не допустят до экранов. Владимир Наумов и Александр Алов были с такими изменениями категорически не согласны, это противоречило всей их концепции — по задумке, фильм как раз и должен был служить предупреждением о том, что нацизм и терроризм очень живучи. Их рассудили высшие чины внешней разведки. Они посмотрели «Тегеран-43» и разрешили Шернеру и дальше разгуливать на свободе. 


Любовь Румянцева





Интересные факты




Вечная любовь к Наталье Белохвостиковой 
Одно из главных достоинств фильма — его саундтрек. Идея соединить кадры военной кинохроники и романтическую песню пришла в голову Владимиру Наумову. И это имело особый эффект — не случайно же песня «Вечная любовь» на стихи Шарля Азнавура на долгие годы стала хитом во Франции, в СССР и во всем мире. Почти никто не знает, что композитор Жорж Гарваренц, сочинивший эту мелодию, был вдохновлен красотой Натальи Белохвостиковой — сидя за роялем, он требовал, чтобы она не отходила и смотрела на него. Услышав мелодию, Шарль Азнавур за один день придумал слова, даже не догадываясь, что «Вечная любовь» станет одной из самых любимых его песен.

Наталья Белохвостикова актриса


«Два часа нюхал сигарету» 
Наталья Белохвостикова и Владимир Наумов поженились в 1974 году. Познакомились в небе. «Мы летели на фестиваль в Югославию и в самолете сидели рядом. Ему предложили закурить. Он взял сигарету, но не закурил ее, а стал нюхать, теребить, рассыпая табак на колени и пиджак. Это продолжалось в течение двух часов. Потом он стал играть со мной в морской бой. Позже я узнала причину столь странного поведения: оказалось, он недавно бросил курить — под гипнозом, а курил с 14 лет», — вспоминает Наталья Белохвостикова. Муж старше ее на 24 года. У них взрослая дочь, а в 2007 году они усыновили в детдоме маленького мальчика.


Геворк и Гоар Вартанян: «Много стрельбы и ерунды» 

Геворк Вартанян


У персонажа Игоря Костолевс­кого был реальный прототип — советский разведчик Геворк Вартанян. В 1940 году он действительно находился в Тегеране и старался предот­вратить возможное покушение на лидеров «Большой тройки». Ему и его команде удалось обезвредить десант из шести парашютистов-радистов, заставив их работать под советским «колпаком», и начать сеанс радиоигры с немецкой разведкой. Геворк Вартанян и его жена Гоар, тоже участвовавшая в спецоперациях, стали консультантами для съемочной группы «Тегерана-43». Позже они признались, что «в фильме много стрельбы и ерунды», но история с попыткой диверсантов пробраться в здание посольства через подземные каналы правдива. 
«Франц Майер придумал проникнуть в английское посольство через водоканал в день рождения Черчилля, — вспоминал поз­же Геворк Вартанян. — Тогда в Тегеране не было водопровода и канализации, население брало воду из арыков. Состоятельные люди покупали родниковую воду, которая была только в посольстве Англии и Шахском дворце. А родник в посольстве начинался у армянского кладбища, откуда немцы и собирались проникнуть в посольство».