Top.Mail.Ru
Ваш тайный советник
Судьбы

Великий инквизитор

инквизиция
Великий испанский инквизитор Томас де Тор­кве­­мада — личность слишком неоднозначная, чтобы просто заклеймить его злодеем и душегубом. Число его жертв измерялось тысячами. Его люто ненавидело большинство соотечественников.

Но были одновременно и те, кто считал Торквемаду светочем своей страны. Потому что усилиями этого дальновидного политика некогда отсталая и разрозненная Испания превратилась в единую и мощную морскую державу.

Томас де Торквемада
Томас де Торквемада

Расчетливый монах

Томас родился 14 октября 1420 года близ Вальядолида, в Кастилии. Его дядя, доминиканец и кардинал, был известным богословом своего времени.

Торквемада получил прекрасное образование и вырос глубоко религиозным человеком. Однако в юности он не помышлял о том, чтобы посвятить свою жизнь Богу. Томас отправился путешествовать по Испании в поисках себя.

Горячий патриот, он надеялся найти ответы на вопросы, как сделать Испанию великой и могучей державой и какую роль при этом смог бы сыграть лично он.

Есть легенда, что в Кордове Торквемада встретил свою первую любовь, которая разбила ему серд­це. Юная красавица предпочла Томасу единоверца-мавра (мавры — мусульмане, потомки жителей Северной Африки, обосновавшиеся в VIII веке на Пиренейском полуострове, в основном арабы и берберы. — Ред.). Возможно, поэтому будущий инквизитор навсегда возненавидел мусульман.

Томас отправился в Сарагосу и там принял участие в диспуте монахов‑доминиканцев, удивив их своим умом и красноречием. Неофициальный символ «псов Господних» (на латыни domini­canes — «доминиканцы», звучит так же, как Domini canes— «псы Господни») — собака с горящим факелом в пасти, сидящая на книге, означавший защиту церкви от ереси и просвещение мира Божественной Истиной, — указал Томасу на его предназначение. Прервав путешествие и вернувшись домой, юноша поступил в доминиканский монастырь Сан-Пабло. Он был истинным аскетом: ходил в рубище, спал на голых досках, не ел ни мяса, ни рыбы, помогал верующим советом и делом. Слава о нем разнеслась по стране. Томасу не раз предлагали высокие церковные должности в Мадриде, но он предпочел небольшой монастырь Санта-Крус ла Реал близ Сеговии. И неспроста. Благо­честивый монах оказался дальновидным политиком. Монастырь часто посещала королева-мать с дочкой Изабеллой. В 1459 году Торквемада, уже в сане приора монастыря, стал духовным наставником семилетней инфанты — будущей королевы Изабеллы Кастильской, открыв себе тем самым дорогу к вершинам власти.


Духовник королевы

Испания с начала VIII века воевала с захватившими ее арабами. К XV веку испанцы оттеснили мавров на юг страны, в Гранад­с­кий эмират (провинция нынешней Андалусии. — Ред.). Для окончательного их изгнания нужно было объединить силы двух королевств — Кастилии и Арагона. Путем невероятных ухищрений и интриг Торквемада сначала устроил тайное венчание Изабел­лы Кастильской и Ферди­нан­да Арагонского, а затем дипломатично убрал с трона сводного брата своей духовной дочери. В 1479 году королевская чета вступила в совместное правление не только Кастилией и Арагоном, но и всей объединенной ими Испанией.

Час Торквемады пробил. По просьбе Изабеллы, столь многим обязанной своему духовному отцу, папа Сикст IV в 1478 году особым указом основал в Испании Трибунал священной канцелярии инквизиции (inquisitio (лат.) — «расследование»), а в 1483 году назначил Торквемаду Великим инквизитором.


От инквизиторов не спрятаться, ни скрыться

Инквизиция существовала в Испа­нии с 1232 года. Но до XV ве­ка не было ни громких процессов, ни массового истребления людей. Торквемада «исправил» ситуацию.

Трибунал инквизиции при нем превратился в мощнейшую организацию со строгой иерархией и жесткой дисциплиной. Людей карали чаще за помыслы, чем за деяния. Были изданы «Указа­ния» в 28 статьях о том, кого считать еретиком, как проводить допрос, какие пытки применять.

Поощрялись анонимные доносы. Доноситель получал 10 процентов от имущества «сданного» им еретика. Поэтому подозреваемым мог оказаться любой.

Самыми распространенными обвинениями были колдовство и принадлежность к иной вере. Если подозреваемые не раскаивались сразу, у них конфисковывали большую часть имущества. Затем в ходе процесса зачитывали показания свидетелей. Продолжавших упорствовать пытали до потери сознания.

Признавших вину еще до начала пыток приговаривали к смерти как «покаявшихся из страха». Пере­несших все пытки могли оправдать и отпустить на волю, установив за ними слежку. Но чаще всего они все равно заканчивали жизнь на эшафоте. Еретиков сжигали на костре, элегантно называя казнь аутодафе (исп. «акт веры»). Осужденных было так много, что пришлось соорудить огромную каменную печь, куда заводили сразу по несколько человек.


Мараны и мориски вместо евреев и арабов

«Наведя порядок» среди христиан, Торквемада взялся за евреев и мусульман. Причем сам Великий инквизитор был потомком крещеных евреев (по линии своего дяди-кардинала). Зная это, он с особым рвением уничтожал предков, желая «очиститься в глазах Бога».

Иноверцев ставили перед выбором: либо принятие новой веры, либо смерть на костре. Еще во время расправы с христианскими еретиками тысячи евреев, спасаясь, бежали в Португалию и на север Африки. Начинать жизнь им там приходилось с нуля, поскольку все их богатство было конфисковано инквизиторами.

В 1492 году по настоянию Торквемады Изабелла и Ферди­нанд ввели войска в Гранаду и уничтожили последний оплот мавров в Испании. Оставшиеся в стране евреи и мусульмане под страхом смерти приняли христианство. Испанцы их называли соответственно маранами и морисками. Не пожелавшие предать свою веру были подвергнуты аутодафе.

По разным данным, количество еретиков, замученных в застенках и сожженных на кострах, варьируется от 3 до 10 тысяч, а пыткам и истязаниям подверг­лось около 30 тысяч человек.

Попутно образованный Томас Торквемада сжег на костре тысячи экземпляров Талмуда, Корана, а также книги европейских философов и гуманистов. Но сам Великий инквизитор, по факту, не замарал руки кровью. Он никогда не посещал ни пыточные камеры, ни казни, а лишь руководил процессом. Зная, что у него масса врагов, Торквемада окружил себя охраной из 50 конных офицеров и 200 пеших воинов. Пос­лед­ние годы жизни он провел в монастыре в Авиле, где и умер естественной смертью 16 сентября 1498 года.

Ирина Чертинова









Интересный факт



Не корысти ради
Попытки объяснить гонения Торквемады одним лишь религиозным фанатизмом выглядят однобоко. Слишком явно в них прослеживается материальный контекст. Деньги и богатства изымались у еретиков по воле Великого инквизитора не для корыстных целей. Эти средства необходимы были для религиозного и политического объединения Испании, для ее экономического подъема и завоевания земель в Новом Свете. В 1492 году в испанской истории произошли два знаковых события — изгнание последнего мавританского правителя с Пиренейского полуострова и открытие Христофором Колумбом Америки. Они положили начало возрождению Испании и становлению ее как великой мировой державы.