Top.Mail.Ru
Как писатели становятся негодяями. Ушел из жизни Владимир Бушин, писатель-фронтовик, безжалостный разоблачитель кумиров. «Ваш тайный советник» публикует его интервью, которое он дал нашему корреспонденту 7 лет назад. Раньше не получилось…
Close
Дорогой читатель!
Мы полностью обновили наш сайт. Теперь он ориентирован на большое количество контента, а не на продвижение печатной и электронной версий журнала.

Мы старались сделать сайт ярким, но при этом чистым и удобочитаемым, мы специально подбирали размеры шрифтов, отступов, изображений и т. п. для того чтобы вам было максимально комфортно читать нас.

Однако, все мы люди и нам свойственно ошибаться, поэтому очень просим, при обнаружении ошибки на сайте, дать нам знать об этом через любую форму обратной связи, напрямую по электронной почте (gena.piar@ya.ru) или в телеграмм (@genathefirst). Спасибо :)

Кстати, печатных номеров в ближайшее время не будет, к сожалению :(

Поделиться:
Мы используем файлы cookie для того чтобы вам было приятнее находиться на нашем сайте
Понятно
Close

Большие гонки

Первых автомобилистов в России закидывали камнями
В начале ХХ века петербуржцам казалось, что наступает «золотой» научно-технический век. Жизнь фантастически менялась прямо на глазах. Электричество, телефоны, аэропланы, автомобили и прочие новшества появились практически одновременно. Поскольку первые самолеты были довольно опасны, сложны в управлении и малокомфортабельны, самым модным предметом технической роскоши стал именно автомобиль.

Явление автомобиля народу
В конце XIX века бурно развивался гужевой транспорт. Улицы крупных городов были заполнены каретами, экипажами, конками. Конюхи и извозчики были самыми востребованными профессиями, а ученые прогнозировали, что одной из главных проблем века двадцатого станет утилизация конского навоза с городских улиц. Никто из самых светлых умов и подумать не мог, что привычной многовековой «лошадиной эпохе» в истории человечества скоро придет конец. А виной тому станут самодвижущиеся тележки, на которые тогда смотрели, как на странное увлечение богачей-экстремалов — почти цирковые технические диковинки вроде воздушных шаров.

Первый автомобиль в России появился в 1891 году. По одним данным, это был немецкий «Бенц», по другим — французский «Панар-Левассор», привезенный в Одессу издателем газеты «Одесский листок» Василием Навроцким. На городских улицах автомобиль распугивал лошадей, которые от ужаса сталкивались друг с другом.

Петербуржцы увидели аналогичное чудо техники 11 августа 1895 года. Трицикл «Моторваген» немецкой фирмы «Бенц», принадлежавший архитектору Жергулеву, собрав толпу зевак, сделал несколько кругов вокруг Марсова поля и отправился в Павловск, развивая скорость 25 верст в час. Это был, по сути, трехколесный мопед с велосипедным рулем. Машину, как писали газеты, архитектор купил за 3000 рублей, ее вес составлял 52 пуда (почти 852 кг. — В. Ч.), запаса бензина хватало на 6 часов. К концу того же 1895‑го в Петербурге насчитывалось уже 15 подобных авто. Своим шумом они раздражали горожан, особенно извозчиков (примерно как сегодня раздражают рычащие мотоциклы).

В Москве дебют автомобиля вышел неудачным: он напугал рысаков встречного экипажа, те понесли и разбили коляску. Находившийся в ней купец угодил в больницу, а автомобилист — в полицейский участок.

После этого власти озаботились новой проблемой. 10 марта 1896 года на площади перед Александрин­ским театром прошли официальные испытания нескольких автомобилей. После осмотра их устройства специальной комиссией они были выпущены в пробные рейсы по Невскому проспекту. Главной проблемой оставалась реакция на них лошадей.

Вскоре была выпущена памятка, которую вручали водителям при регистрации их авто — что-то вроде первых правил дорожного движения, где одним из пунктов значилась необходимость немедленной остановки в случае, если «вашего автомобиля испугалась лошадь». Скорость движения в городе ограничили 12 километ­рами в час. Штраф «за превышение» установили в 500 рублей.
Первый автомобиль — первый угон

Первый русский автомобиль выехал на улицы Петербурга в 1896 году. Его создали владелец завода керосиновых и газовых двигателей Евгений Яковлев и управляющий фаб­рики конных экипажей Петр Фрезе. Их машина представляла собой самодвижущуюся пролетку с двигателем. Она могла развивать скорость 20 км/ч. Желая заинтересовать высшую власть в серийном выпуске автомобиля, изобретатели привезли его на Всероссийскую выставку в Нижнем Новгороде. Но посетивший ее Николай II не обратил внимания на отечественную разработку. В довершение неприятностей машину с выставки… украли. И, должно быть, потом использовали как обычную коляску для экипажа.
XVI Всероссийская промышленно-художественная выставка. Первый русский автомобиль Яковлева и Фрезе. Нижний Новгород. 1896 год.
XVI Всероссийская промышленно-художественная выставка. Первый русский автомобиль Яковлева и Фрезе. Нижний Новгород. 1896 год.

Собаки прокусывали колеса
Впрочем, водители все равно норовили при случае разогнаться. Одновременно с первыми машинами появись и первые стритрейсеры. В Петербурге их излюбленным занятием было гоняться за конными экипажами. Или за велосипедами. Удивительно, но на первых официальных автопробегах они вместе и выступали. Причем если расстояния были большими, то велосипедисты не сильно проигрывали в скорости автогонщикам. Например, на автопробеге Москва — Петербург 1898 года победитель-автомобилист Луи Мази показал среднюю скорость 25 км/ч, а лучший велосипедист — 23 км/ч. Причина — в том, что машины на трассе чаще ломались, приходилось тратить время на их ремонт. А многие и вовсе сходили с дистанции. Кроме того, крестьяне швырялись в проезжавшие автомобили камнями, за ними с лаем гнались собаки и норовили укусить за колесо. В 1907 году во время автопробега Москва — Петербург гонщик Людре на «Лорен-Дитрихе» около Твери задавил одного такого пса. И потом полчаса извлекал из автомобиля его останки, которые, как сообщали газеты, «сильно тормозили ход мотора».

Скорости росли стремительно. Если на первых гонках 1890‑х годов машины разгонялись до 20−30 км/ч, то уже через десять лет — до 120−130 км/ч. А в 1911‑м во время гонок на Волхонке немец Франц Хернер выдал на «Бенце» 202 км/ч!
Росло и число самих автомобилей. Если в 1895‑м их было в Петербурге лишь 15, то в 1911‑м — уже порядка 1600. Стоили первые авто от 1500 до 10 тысяч рублей. Их продавцы и были главными популяризаторами машин в России. Они не только давали рекламу в престижных изданиях, но и вводили моду на автомобили, увлекая потенциальных покупателей личным примером. Владельцы и директора автомагазинов, такие как Луи Мази (торговый дом «Клеман-Гладиатор-Фебус») и Федор Танский (торговый дом «Победа») были по совмес­тительству и автогонщиками.

Также они выписывали для участия в ралли лучших гонщиков из-за границы, в основном французов. Например, на первые гонки в Петербурге, состоявшиеся в октябре 1898 года, Луи Мази пригласил своего знаменитого соотечественника Альфонса Мерля. Победил, впрочем, россиянин Павел Беляев. Соревновались на маршруте в 40 верст «ж/д станция Александровская — Волхон­ское шоссе — Стрельна и обратно». На старт вышло шесть французских авто марки «Клеман» и одно немецкое марки «Бенц». Франция и Германия тогда задавали тон в автомобилестроении.
Трагедия импортозамещения

В 1911 году выпуск отечественных автомобилей наладил предприниматель Иван Пузырев. Из патриотических соображений он сознательно отказался от импортных деталей. Выпускал высококачественные машины своего имени (например, «Пузырев А28−40»), но в небольшом количестве — поэтому они были довольно дороги. А кроме того, патриот и его автомобили подвергались незаслуженной критике в СМИ. В январе 1914‑го завод и вовсе сгорел, было уничтожено 8 готовых машин. От огорчения Пузырев вскоре умер.
автомобиль Пузырев А28–40

Погоня за воздушным шаром
Пропагандисты автомобилизма все время придумывали что-то новое. Уже в 1898 году они устроили автопробег Москва — Петер­бург, в 1900‑м — соревнования в подъеме на гору (для маломощных автодвигателей тех времен это было серьезное испытание). В 1907‑м во время первой в России международной выставки автомобилей в Михайловском манеже состоялись гонки за воздушным шаром.
Плакат IV Международной автомобильной выставки в Петербурге. 1913 год
Плакат IV Международной автомобильной выставки в Петербурге. 1913 год
Был приглашен знаменитый французский воздухоплаватель Жак Фор, четырежды перелетавший через Ла-Манш. Автогонщики должны были пуститься в погоню за взлетевшим Фором. Победи­телем становился тот, кто первым коснется корзины воздушного шара после его приземления. Испытание на первый взгляд странное — ведь шар несет вет­ром, а автомобили могут двигаться лишь по дорогам. Как за ним угнаться? И тем не менее шоу удалось. Сначала Фора понесло к Сестрорецку, потом ветер сменился, и шар, перелетев через Финский залив, оказался в районе Пулкова. Увидев два мчавшихся по дороге автомобиля, Фор решил сам к ним спуститься. Зацепился за телеграфный провод у железной дороги, и тут с ужасом увидел приближавшийся паровоз. Искры из его трубы попали на оболочку воздушного шара, тот загорелся, но находчивый француз потушил пожар, открыв бутылку шампанского. Во всяком случае, такую героическую байку он рассказал репортерам. Подобный сопутствовавший автогонкам приключенческий антураж только добавлял поклонников и потенциальных покупателей новому средству передвижения.

И все же автомобиль был пока еще предметом роскоши. Позво­лить купить его себе могли лишь представители высшей знати, банкиры, фабриканты, купцы. Но на этих машинах часто ездили их сынки — золотая молодежь того времени.
Конкурс имен

Название «автомобиль» прижилось в России не сразу. Поначалу машины называли «моторами», «самоходами», «автогонами», «самокатами», «автопёрами» и т. д.


Автомобилист Николай#nbspb;II
Адольф Кегресс​
Адольф Кегресс (сверху), Царевич Алексей в своем автомобиле — «Малышке Пежо» (слева), Члены императорской семьи на снегоходе Кегресса у Александровского дворца (справа)
Одним из главных автомобилистов страны был Николай II. Поначалу он с опаской относился к машинам. Но, выезжая в Европу и насмотревшись на других монархов, уже вовсю рассекавших на «моторах», царь проникся автомобилизмом. Его обучил вождению флигель-адъютант князь Владимир Орлов, самый крупный коллекцио­нер автомобилей в России. В его гараже в Царском Селе было около 40 машин. Впрочем, Николай II вскоре учителя превзойдет. Свою первую машину — роскошный «Делоне-Бельвиль» — он купил в 1905 году. Одновременно доставили четыре «Мерседеса» для свиты. В 1909‑м ему изготовили по спецзаказу еще один «Делоне» — 4‑тонный с двигателем мощностью 70 л. с. Высота машины составляла более 2 мет­ров (чтобы Николай II, садясь в нее, не нагибался). Водителю не надо было крутить ручку стартера — машина заводилась из кабины. И даже могла проехать сто метров вообще без запуска мотора — на сжатом воздухе. Этот автомобиль считался самым «навороченным» и дорогим в мире. Стоил порядка 30 тысяч рублей.

Вместе с элитной машиной царь выписал и уникального водителя — француза Адольфа Кегресса, который прекрасно разбирался в технике. Именно он придумал снегоход, поставив на передние колеса автомобиля лыжи, а на задние — гусеницы.
«В 2 часа отправился со всеми детьми на снеговых моторах Кегресса к Пулкову; проезжали по разным оврагам, спустились с горы, ехали прямо полями и болотами вдоль Гатчинского шоссе и вернулись через Баболово. Нигде не застряли, несмотря на глубокий снег, и вернулись домой в 4 часа очень довольные необычной прогулкой», — записал Николай II в дневнике 15 января 1917 года.

Зарплата Кегресса была по тем временам огромна — 350 рублей в месяц. Царь вообще на свой автопарк и на его обслугу денег не жалел. К 1917 году в нем насчитывалось 58 автомобилей общей стоимостью в миллион рублей.

Появление такси
Первый петербургский таксомотор
Первый петербургский таксомотор
С развитием автомобилестроения возможность прокатиться на «моторе» появилась не только у царя и «золотой молодежи». Относи­тельную доступность нового вида транспорта обеспечивали такси. Они поехали по Петербургу в 1907 году. А в 1911‑м в такси насчитывалось уже 296 автомобилей. Таксомоторы разных компаний отличались не только марками машин, но и раскраской. В них стояли счетчики. В том же году в Петербурге верста поездки стоила 10 копеек, а час — 5 рублей. Минута ожидания водителем пассажира — 2 копейки. Была и такая услуга, как 25‑километровая экскурсия по городу за 8 руб­лей. В 1913‑м уже открылась диспетчерская служба с возможностью заказать авто по телефону.

Первая стоянка такси разместилась на Невском проспекте у Гостиного двора. Позднее они стали появляться у вокзалов, дорогих гостиниц и модных ресторанов. Больше всего пассажиров удивляло отсутствие перед глазами привычного лошадиного хвоста.

Триумф «Руссобалта»
Преодолев 3357 километров в тяжелейших условиях, русский экипаж победил на ралли «Монте-Карло» в 1911 году.
Преодолев 3357 километров в тяжелейших условиях, русский экипаж победил на ралли «Монте-Карло» в 1911 году.
В 1909 году взошла звезда отечественного автомобиля «Руссобалт». Изготавливаемый поначалу из импортных деталей по бельгийскому проекту, он все больше русифицировался. И скоро приобрел славу хоть и дороговатой, но крепкой, выносливой и надежной машины. Стартовав 31 декабря 1911 года из Петербурга, известные гонщики Андрей Нагель и Вадим Михайлов выиграли на «Руссо­балте» ралли «Монте-Карло». Это была очень трудная и престижная международная зимняя гонка с финишем в Монако. Из разных стран в разные дни (с учетом расстояния и средней скорости) выехали 83 экипажа. Заводя машину, Михайлов сломал руку, крутя ручку стартера. Но все равно принял участие в ралли. «Руссобалт» ехал по занесенным снегом дорогам, в буран, по льду. Нагель обмотал колеса ремнями с гвоздями — и стал изобретателем шипованных шин.

Преодолев 3257 километров за 195 часов 23 минуты, без единой поломки они пришли к финишу первыми! А 24 экипажа вообще не смогли закончить гонку.
Забытые бренды
В начале ХХ века эти автобренды знали во всем мире, но сейчас их мало кто вспомнит
«Делоне-Бельвиль»
Франция
прекратил существование в 1950 году
«Лорен-Дитрих» (автомобиль Козлевича из «Золотого теленка»)
Франция
выпуск прекращен в 1935 году
«Бразье»
Франция
выпуск прекращен в 1929 году
«Морс»
Франция
поглощен «Ситроеном» в 1925 году
«Гоброн»
Франция
выпуск прекращен в 1930 году
«Делайе»
Франция
выпуск прекращен в 1954 году
«Пикар-Пикте»
Швейцария
выпуск прекращен в 1954 году
«Испана-Суиза»
Испания
выпуск прекращен в 1938 году

«Лаурин-Клемент»
Чехия
ныне «Шкода»
«Дион-Бутон»
Франция
выпуск прекращен в 1952 году
«Адлер»
Германия
выпуск прекращен в 1957 году
«Клеман-Байяр»
Франция
выпуск прекращен в 1922 году
«Панар-Левассор»
Франция
выпуск прекращен в 1967 году
«Шаррон»
Франция
выпуск прекращен в 1918 году
«Минерва»
Бельгия
выпуск прекращен в 1938 году
Автор Владлен ЧЕРТИНОВ

Материал из выпуска №63 журнала «Ваш тайный советник», тема номера — «Россия в моде»

Жизнь людей всегда связана с модой. Модой на одежду, на отдых, на определенные правила поведения. В моде могут быть целые страны. Что в разные эпохи было модно в России и что российское пользовалось успехом в мире? Как политика определяла стиль одежды? Насколько разорительными для мужей были выезды жен на балы? Как длина балетной пачки балерин влияла на популярность балета? Как модельер императрицы умерла от обиды? Как Пушкин проиграл в бильярд «Евгения Онегина»? Как Брежнев выпросил у президента США меховую куртку?
Об этом и многом другом читайте в 63-м номере исторического журнала «Ваш тайный советник» — «Россия в моде».

Подписывайтесь на нас!