Top.Mail.Ru
Тайны пищевой промышленности Ленинграда. Чем отличались продукты советского времени от сегодняшних.
Как ленинградцы питались в «годы застоя» и почему петербуржцы смогли выжить в «лихие 90-е». Читайте новый лонгрид нашего автора!
Close
Мы используем файлы cookie для того чтобы вам было приятнее находиться на нашем сайте
Понятно
Close

Дмитрий Донской против Папы Римского

На Куликовом поле Русь сражалась вовсе не с Золотой Ордой

Дмитрий Донской против Папы Римского

На Куликовом поле Русь сражалась вовсе не с Золотой Ордой
Куликовская битва, случившаяся 21 сентября 1380 года, до сих порождает множество гипотез, слухов, толкований. Лев Гумилев считал, что русские (вообще-то жившие с ордынцами в мирном «симбиозе») вышли на Куликово поле, чтобы дать бой исламу, к которому начала склоняться Орда. Некоторые историки видели в Дмитрии Донском вассала Тохтамыша, боровшегося на стороне хана против «узурпатора» Мамая. Еще более смелые голоса заявляли, что никакой битвы вообще не было, а была лишь «небольшая стычка» русских с монголами. И все же большинство россиян, вслед за авторами советских учебников, убеждены, что на Куликовом поле Русь билась с Золотой Ордой «за свержение монгольского ига». Удивительно, но факт: наши предки — насколько можно судить по летописям — понимали смысл великой победы иначе…
Куликовская битва, случившаяся 21 сентября 1380 года, до сих порождает множество гипотез, слухов, толкований. Лев Гумилев считал, что русские (вообще-то жившие с ордынцами в мирном «симбиозе») вышли на Куликово поле, чтобы дать бой исламу, к которому начала склоняться Орда. Некоторые историки видели в Дмитрии Донском вассала Тохтамыша, боровшегося на стороне хана против «узурпатора» Мамая. Еще более смелые голоса заявляли, что никакой битвы вообще не было, а была лишь «небольшая стычка» русских с монголами. И все же большинство россиян, вслед за авторами советских учебников, убеждены, что на Куликовом поле Русь билась с Золотой Ордой «за свержение монгольского ига». Удивительно, но факт: наши предки — насколько можно судить по летописям — понимали смысл великой победы иначе…
«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» художник Михаил Иванович Авилов 1943г
«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле», художник М. И. Авилов, 1943 г.

Москва и Сарай: вместе против Мамая

Сам князь Дмитрий Донской, вероятно, был бы очень удивлен, узнав, что потомки приписали ему роль полководца, «нанесшего сильный удар по господству Золотой Орды». Дмитрий хорошо понимал, что у Руси просто нет шансов в борьбе со столь могущественным государством, каким была Монгольская империя, подчинившая себе гигантские территории от Тихого океана до Карпат. Именно такой взгляд отражен и в «Духовной грамоте» победителя на Куликовом поле: только Бог, считал Дмитрий, может избавить Русь от Орды.

Конечно, нашествие Батыя было ужасным бедствием. Однако Орда не посягала на русскую государственность, а ордынская дань вовсе не обрекала население русских княжеств на нищету. С монголами стоило жить в мире, а еще лучше — дружить. Ведь Золотая Орда — как это задолго до Гумилева доказал академик Василий Бартольд — была могучим, цветущим и просвещенным государством. Тот же Бартольд всегда особенно подчеркивал присущую монголам «веротерпимость» и их стремление «править каждой областью сообразно национальностям и привычкам ее населения». Начиная с 1267 года, ханы Золотой Орды представляли Русской церкви специальные «ярлыки», которые не допускали «оскорбления церквей, хуления веры и уничтожения церковного имущества». В самой Орде монголы разрешали русским строить православные храмы, и там даже была учреждена Сарайская православная епископия. Понятное дело, таких милостей нечего было ожидать от тевтонов и Ливонского ордена.

Летописец бесстрастно сообщает, что сразу после победы, одержанной на Куликовом поле, «князь великий Дмитрий Иванович отправил в Орду своих киличеев (послов) Толбугу да Мокшея с дарами и податями». А что же сделал законный правитель Орды хан Тохтамыш? «Хан завладел Ордой Мамаевой и захватил жен его, и казну его, и улус весь… И оттуда послов своих отправил к князю Дмитрию и ко всем князьям русским, извещая о своем приходе и о том, как воцарился он и как противника своего и их врага Мамая победил, а сам сел на царстве Волжском».

Итак, после победы Дмитрия над Мамаем, русский князь и законный ордынский хан обменялись посольствами! Выходит, ни Тохтамыш, ни князь Дмитрий не считали, что Русь на Куликовом поле сражалась против «ига Золотой Орды». Дмитрий Донской вывел русские полки сражаться именно с ордой Мамая…

Тайная цель похода на Русь

Некоторые историки считают, что целью похода Мамая было получение дани, а непосредственным поводом к битве стал отказ русского князя ее платить. Это, кстати, принижает сам смысл Куликовской битвы, ведь все сводится к разногласиям о количестве дани: Мамай требует, Дмитрий отказывается, и в итоге гибнут тысячи русских воинов. Однако здесь мы имеем дело с распространенным заблуждением — летописи говорят совершенно о другом!

Сперва князь и вправду не собирался платить дань, поскольку Мамай не был ханом Золотой Орды и, следовательно, не имел права ее собирать. Но потом Дмитрий посоветовался с митрополитом, который сказал, что Мамай «за наши согрешения идет пленить землю нашу», и посоветовал «православным князьям… удовлетворить нечестивых». В итоге князь «злата и серебра много отпустил Мамаю». Однако сразу после уплаты требуемой дани пришло неожиданное известие: «Мамай неотложно хочет идти на великого князя Дмитрия Ивановича»!

Выходит, дело было не в дани. Тогда в чем же? На Руси, похоже, прекрасно знали об истинной цели похода. В «Сказании о Мамаевом побоище» летописец излагает следующую «программу» собравшегося в поход Мамая: «Мамай… стал говорить своим князьям, воеводам и всем татарам: «Я не хочу так поступить, как Батый, но когда приду на Русь и убью князя их, то какие города наилучшие достаточны будут для нас — тут и осядем, и Русью завладеем, тихо и беззаботно заживем…»

Получается, что Мамай собирался не просто подчинить Русь, а поселиться со своим окружением в ее лучших городах, к чему золотоордынские правители, начиная с Батыя, совсем не стремились. Очевидно, что Мамаева Орда предстает принципиально новым явлением. Что же это было за государство?

Где Крым, там и Рим

Средоточием Мамаевой Орды являлся Крым, где сам Мамай был верховным правителем. Но нужно понимать, что представлял собой Крым в те времена.

Еще в XIII веке в Крыму утвердились генуэзцы, и полуостров стал одним из путей католической экспансии на Север и Восток. Золотоордынские ханы (и в этом с ними были согласны русские митрополиты) не испытывали никаких симпатий к католикам и не раз пытались выжить их из Крыма. Однако Мамай, воспользовавшись смутой в Золотой Орде, узурпировал власть в Крыму и в корне изменил политику в отношении пришельцев из Италии. Из врагов они стали его союзниками. У Мамая генуэзцы получили новые колонии в Балаклаве, Судаке, Херсонесе, Ялте, Гурзуфе, Алуште, Керчи — по всему побережью Крыма! С помощью Мамая папство надеялось утвердиться в Золотой Орде. При поддержке генуэзцев Мамай неоднократно пытался захватить власть в Сарае, однако он не был потомком Чингисхана, не имел прав на престол, и все эти попытки провалились. Тогда Мамай и его советники изменили вектор своих политических устремлений: их новой целью стала Русь.

Начиная с академика Михаила Тихомирова, сразу несколько видных отечественных историков говорили о том, что вдохновителями и прямыми организаторами похода Мамая на Русь были фрязи, то есть — итальянцы. Вдохновителем же самих фрязей вряд ли мог быть кто-то иной, кроме Папы Римского.

В самом деле. Если знать, что за походом Мамая стояли планы римского первосвященника, многое становится ясно. Например, что повлекло на Русь генуэзцев, которые были значительной силой на Куликовом поле. (По одной из версий, весь центр боевого порядка Орды Мамая на Куликовом поле составляла генуэзская пехота.) Понятно, и почему союзником Орды в походе на Русь стал ревностный католик, литовский князь Ягайло.

«Инквизитор для Руси»

Папа Римский Урбан VI
Папа Римский Урбан VI
Кто же был этот Папа и что он думал о Руси?

Во время Куликовской битвы на папском престоле находился Урбан VI (1378−1389). Именно этот Папа издал известную буллу, предписывающую назначить специального «инквизитора для Руси». В булле подчеркивалось право и обязанность инквизитора, пользуясь всеми средствами, какими инквизиция располагает, искоренять «заблуждения». Именно Урбан VI предложил насильственно обращать в католичество русских на землях, уже подвластных Литве и Польше, применяя со всей строгостью «принудительные меры вплоть до телесных наказаний».

По-видимому, именно этим в конечном итоге грозил Руси совместный поход Мамая, генуэзцев и литовцев! Не новой данью, не усилением монгольского «ига», а насильственным обращением в католичество. Становится яснее, почему поначалу Сергий Радонежский был сторонником мира с Мамаем («должно покоряться ордынскому царю»), но потом изменил свое отношение, сказав князю Дмитрию так: «Подобает тебе, господин, заботиться о врученном тебе от Бога христианском стаде; иди против безбожных, и Бог поможет тебе, и победишь». Объясняется и другая загадка — почему Русь только один раз за два с половиной столетия вышла в поле для смертельной схватки.
"Утро на Куликовом поле". А.П. Бубнов
«Утро на Куликовом поле». А.П. Бубнов
Что же касается Папы Урбана, то он отлично понимал, какие блестящие перспективы открывает ему союз с правителем Крыма. В его воображении, вероятно, уже оживали те заманчивые планы, которые разрушил некогда князь Александр Невский. Однако этим мечтам не суждено было сбыться — помешал правнук Александра Дмитрий Донской.

Привычное представление о Куликовской битве сводит ее либо к борьбе русских с «монгольским игом», либо к «внутреннему» конфликту в Золотой Орде. На самом же деле Русь на Куликовом поле опрокинула и погнала прочь своего главного врага, куда более опасного, чем Золотая Орда, — католический Запад.
Автор Дмитрий ОРЕХОВ
Из архива «Вашего тайного советника»

Подписывайтесь на нас!