Top.Mail.Ru
Ваш тайный советник
Мы используем файлы cookie для того чтобы вам было приятнее находиться на нашем сайте
Понятно
Close

Не дебошир, не пьяница

Как борцы с самодержавием воспели самодержца
фильм "мама"
Фильм стал одним из лидеров советского проката 1937 года
Не дебошир,
не пьяница
Как борцы с самодержавием воспели самодержца
Фильм стал одним из лидеров советского проката 1937 года
Фильм «Пётр Первый» положил начало циклу советских исторических картин, призванных нести идею о сильной личности, объединяющей народ против внешнего и внутреннего врага. Сталин высоко оценил патриотическое кино о царе-реформаторе, а произносимые Петром финальные слова как нельзя лучше выражали кредо самого вождя народов: «Суров я был с вами, дети мои, не для себя я был суров, но дорога мне была Россия! Моими и вашими трудами увенчали мы наше отечество славой!"

Кто позволил про царя «такие вещи говорить»?
Вопреки распространенному мнению, фильм «Пётр Первый» не является экранизацией романа Алек­сея Толстого. Режиссер Владимир Петров (1896−1966) уговорил маститого писателя не адаптировать роман, а написать оригинальный киносценарий. Толстой согласился, при этом его полноценным соавтором выступил сам режиссер. «Мы должны создать образ не болезненного выродка императорской фамилии, не дебошира и пьяницы, каким часто изображали Петра Первого, а образ крупнейшего государственного деятеля и реформатора своей эпохи», — настаивал Петров.

Намерение создателей фильма повернуть к советскому зрителю царя Петра светлым ликом негативно восприняли верноподданнические критики и ортодоксальные большевики. Как писал Алексей Толстой, «штатные теоретики от кино обрушили на нас самые разноречивые требования. Вихляющийся, истеричный Пётр, которого нам навязывали, никак не совпадал с нашими замыслами… но мы не хотим в нашей картине умалять значение личности человека, возвысившегося над своей эпохой». Вмешательство Сталина положило конец полемике. Вождь лично встретился с авторами и одобрил их концепцию.

Изначально фильм мало того, что задумывался как трехсерийный (первая серия — о юности Петра), но и мог стать первой в истории советского кино копродукцией: вынашивались планы снимать «Петра» совместно с французскими киношниками (с прицелом на Европу, на двух языках). Но что-то не заладилось. От серии о молодом Петре также пришлось отказаться: поговаривали, что и тут не обошлось без рекомендаций тов. Сталина, который не любил многосерийное кино.
Владимир Петров, фильм "Петр Первый"
Владимир Петров

26‑й портрет
При всем уважении к замечательной мхатовской актрисе Алле Тарасовой, блистательно исполнившей роль Екатерины, фильм в первую очередь сделали три актера: Николай Симонов (Пётр), Михаил Жаров (Менши­ков) и Николай Черкасов (царевич).

В пробах на роль Петра артист ленинградского Театра имени Пушкина Николай Симонов оказался 15‑м кандидатом. Оператор Вячеслав Горданов вспоминал: «Мы слышали пушкинский текст, видели лицо… и верили, что перед нами Пётр Первый. Владимир Петров долго ходил по кабинету, возбуждённо потирал руки: „Кажется, больше проб снимать не надо. Думаю, что мы не ошиб­лись“». Вот только как ни старались гримеры и костюмеры, добиться внешнего сходства актера с Петром I не удавалось. Ситуацию спас Алексей Толстой. По воспоминаниям Михаила Жарова, писатель увидел пробу Симонова и тотчас воскликнул:
«— Вот это Пётр! Не правда ли? Ну, конечно, он! Утверждаю!
 — Но, знаете ли, — возразил ему один из консультантов, — он единственный актер, который не похож ни на один из двадцати пяти портретов Петра!
 — Неважно, — сказал Толстой, — если Симонов сыграет его ярко и интересно, — а по кинопробе я вижу, что он Петра сыграет именно так, — то запомнят его. Это и будет двадцать шестой портрет, потому что, вспоминая Симонова, будут представлять себе Петра».

Так оно потом и случилось. А пока, чтобы сохранить хоть формальное сходство, Симонову чуть подбрили волосы, чем увеличили лоб, приклеили усишки (по описанию современников, «как у кошки»), а для «разгона» роста изготовили сапоги на высоких каблуках с подложенными внутрь толстыми стельками из пробки. Но вот денег на стоматолога пожалели: киношный Пётр получился щербатым, хотя у реального императора до самой смерти все зубы были целыми (в отличие от его придворных, которым Пётр Алексеевич драл зубы с изысканным садизмом).
Николай Симонов
Михаил Жаров
Николай Черкасов

Во дворец — с коньячком, за вдохновением
Увидев свою кинопробу в роли Меншикова, Михаил Жаров пришел в ужас: «Потух свет в зале, и на экране, во всю его длину и ширину, появилось лицо. Нет! Лицом „это“ назвать было нельзя, — появилось что-то крупное, круглое, с дырочками, которое высовывалось из чего-то, что напоминало куст! Ужас!.. это было что-то неприличное, от чего мне стало стыдно и страшно. Я опустил голову, закрыл глаза руками и тихо попросил не продолжать дальше показа».
Но и тут решающее слово осталось за авторитетным Алексеем Толстым. Просматривая пробу Жарова, писатель поначалу молчал, затем попросил прокрутить ролик еще раз и… начал дико хохотать: «Вы только посмотрите: ведь это же великолепно, какой предметный урок! Вот что получается с русской головой, если на нее напялить французский парик! Смеш­но!» И Жаров был утвержден на роль.

Уже в процессе съемок, дабы напитаться «ароматом петровской эпохи», Михаил Иванович выбил разрешение провести ночь в Лет­нем дворце Петра I, что в Летнем саду. «Раскинув на полу свой тулуп, я приготовил все ко сну, как в кад­ре ночной сцены Петра и Менши­кова, когда, засыпая, они ведут разговор о России. Нарезал в деревянную чашку свой ужин, в настоящую петровскую бутыль перелил армянский „коллекционный“, зажег свечи в шандале…»

А вот Николай Черкасов очень хотел сыграть главную роль. Когда слухи об этом дошли до режиссера, тот хохотнул: «Ряшку для этого нужно иметь!». Тем не менее, однажды Черкасов по собственной инициативе загримировался под царя Петра и в таком виде вошел в кабинет Владимира Петрова. Там же находился ассистент режиссера Николай Дарьин. «Да, — кивнул Петров, — немного бы постарше и поплотнее, так и искать больше не надо». Ассистент режиссера подошел к актеру, дернул за усы, которые тотчас отвалились, всмотрелся и объявил: «Алексей, готовый Алексей, даже гримировать почти не надо».
Чтобы на экране получить одутловатость щек, характер­ную для Петра, Симонов снимался немного небритым
Чтобы на экране получить одутловатость щек, характер­ную для Петра, Симонов снимался немного небритым

И пятнадцати лет не хватило


В 1917 году Алексей Толстой написал рассказ «День Петра», в котором вывел царя лютым деспотом и антихристом, окруженным жуликами и пропойцами: «Россия не вошла, нарядная и сильная, на пир великих держав. А подтянутая им (Петром — Ред.) за волосы, окровавленная и обезумевшая от ужаса и отчаяния, предстала новым родственникам в жалком и неравном виде — рабою».
В 1928 году Толстой возвратился к образу Петра в пьесе «На дыбе».
Пересмотрев былые взгляды, здесь он уже отдает должное прогрессивным реформам царя, оправдывая его жестокие поступки исторической необходимостью. (Здесь напрашивается невольная аналогия с нынешним министром культуры Владимиром Мединским — в своих ранних опусах на историческую тему тот весьма нелестно отзывался о первом российском императоре, но теперь, по слухам, кардинально поменял свою позицию в оценке личности Петра).
Год спустя у Толстого вышел первый том романа «Пётр Первый», который мгновенно стал книжным бестселлером. Алексей Николаевич работал над этой книгой вплоть до самой смерти (1945), постоянно дописывая и перерабатывая, но закончить так и не успел.

Павел Корин. Портрет А. Н. Толстого (1940).
Павел Корин. Портрет А. Н. Толстого (1940)

С голливудским размахом
В отличие от романа Толстого, в фильме на первый план выходит военная тема. С позиций исторической правды — все правильно, учитывая, что на 35 лет царствования Петра пришлось от силы два мирных года. Первая серия посвящена становлению Российской империи, созданию регулярной русской армии и начальному этапу Северной войны. Во второй серии, открывающейся Полтавской битвой, повествуется о взаимоотношениях российского государства с Европой (внутренний враг смыкается с внешним), показаны трагическая история царевича Алексея и триумф императора Петра. Как посмеивался тогдашний директор «Лен­фильма» Ад­риан Пио­тров­­ский, то была воистину «камерная картина с громадными массовками и в две серии». («По­сме­ивался» Адриан Иванович, увы, недолго: за два месяца до официальной премьеры первой серии «Петра» его арестовали по обвинению в шпионаже и диверсии и в том же году расстреляли.)

Съемки начались в августе 1935 года. К тому времени в ленинградских газетах напечатали объявления о наборе статистов, и к воротам «Ленфильма» явились в общей сложности около 10 тысяч (!) человек, жаждущих сняться в кино. Из них отобрали полторы тысячи, должных изображать типичных людей петровской эпохи — солдат (русских, шведских), бояр, чернь, юродивых и т. д. В Озерках, за Поклонной горой, возвели «шведскую крепость», которую предстояло штурмовать «петровским войскам» (на ее постройку ушло 40 вагонов леса). Одновременно на судоремонтном заводе в Херсоне шла работа над созданием «петровской флотилии»: несколько десятков кораблей и парусников местные умельцы закамуфлировали под эскадру начала XVIII века. На разных предприятиях было заказано 1400 треуголок, 200 гренадерских шапок, 1300 туфель, 1000 штыков, 60 тысяч специальных пуговиц… Все это для киношников было внове, ибо картин подобного размаха в СССР еще не снимали.
Стал и отцом, и сыном
Параллельно с киносценарием «Пётр Первый» Алексей Толстой написал одноименную драму (переработанный вариант его пьесы «На дыбе»). Она тут же была принята к постановке в Театре имени Пушкина, где роль Петра предложили… Николаю Черкасову. С этого момента он разрывался между сценой и киноплощадкой: по вечерам играл в театре царя, а по утрам снимался в роли его сына — царевича Алексея. По этому поводу коллеги сочинили о Черкасове шутливое двустишие:
С утра и до утра —
То Алексея, то Петра…


Минхерц Калинин!
Первая серия вышла на экраны в сентябре 1937 года. Ее ленинградская премьера состоялась в новом кинотеатре «Гигант», а в Москве ленту демонстрировали сразу в пятнадцати кинотеатрах.
За первые десять дней проката в СССР ленту посмотрели 1,6 миллиона зрителей. Тогда же новый советский фильм показали на Все­мирной выставке в Париже. «Это большая историческая фреска, которая делает честь советской кинематографии», — писала парижская газета «Эвр», а кинокритики включили «Петра» в десятку лучших фильмов года.

10 апреля 1938‑го начались съемки второй серии. На этот раз батальные сцены (включая Полтавское сражение) снимали на площадках Одесской киностудии. С этой целью в Южную Пальмиру было отправлено 28 (!) вагонов с костюмами, оружием и прочим реквизитом (включая позаимствованные на время в Эрмитаже подлинные царские кареты).
Продолжение «Петра» вышло на экраны в 1939 году: начиная с 7 марта «звуковой, художественный, исторический фильм» демонстрировался сразу в девяти крупнейших ленинградских кинотеатрах.

Зрители 1930‑х находили множество параллелей с современностью (трудная модернизация экономики, требующая напряжения всех сил народа, необходимость борьбы с внешними противниками), а потому исторический кинообраз срабатывал как объяснительная модель.
В 1938‑м Алексей Толстой, Вла­ди­мир Петров и Николай Симонов были награждены орденами Ле­ни­на, а в 1941‑м — Ста­линской премией I степени, которой также удостоились Михаил Жаров и Алла Тарасова. Озорное киношное обращение Меншикова к государю настолько прилипло к Жарову, что, получая высокую награду из рук Всесоюз­ного старосты, Михаил Иванович невольно так и обратился к своему тезке Калинину — «минхерц!».

Киношный Данилыч

В истории советского кино Жаров оказался вторым Меншиковым. Первым был актер Владимир Карин-Якубовский, сыгравший Александра Данилыча еще в «немом» фильме «Царевич Алексей» (1918). Этот фильм не сохранился. В дальнейшем к образу Меншикова советские кинематографисты обращались неоднократно. В этой роли засветились:
Александр Меншиков
Александр Меншиков
Владимир Меньшов

«Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976)
Владимир Меньшов актер
Владимир Меньшов
Владимир Меньшов

«Царевич Алексей» (1997)
Владимир Меньшов

«Царевич Алексей» (1997)
Владимир Меньшов
Николай Еременко-мл.

«Юность Петра», «В начале славных дел» (1980)
Николай Еременко-мл.
Сергей Паршин
Сергей Паршин

«Россия молодая» (1981)
Сергей Паршин

«Россия молодая» (1981)
Сергей Паршин актер
Леонид Куравлёв

«Демидовы» (1983)
Леонид Куравлёв актер
Андрей Рыклин актер
Андрей Рыклин

(«Слуга государев», 2007; «Записки экспедитора Тайной канцелярии», 2010)
Андрей Рыклин

(«Слуга государев», 2007; «Записки экспедитора Тайной канцелярии», 2010)
Андрей Рыклин актер
Сергей Маковецкий

Мини-сериал «Пётр Первый. Завещание» (2011)
Сергей Маковецкий актер
Сергей Шакуров актер
Сергей Шакуров

«Тайны дворцовых переворотов», 2000–2001
Сергей Шакуров

«Тайны дворцовых переворотов», 2000–2001)
Сергей Шакуров актер
Автор Игорь ШУШАРИН

Материал из выпуска №59 журнала «Ваш тайный советник», тема номера — «Губернаторы»

Губернаторы — это не просто правители городов. От них часто зависела судьба России. Они совершали перевороты, научные открытия, военные подвиги и… самые неблаговидные поступки. Опозорил ли военный генерал-губернатор Петербурга Суворов своего деда генералиссимуса? Почему Петр Пален смог свергнуть Павла I, а Бурхард Миних не смог спасти Петра III? Как на губернаторов охотились террористы.

Приобретайте подборку из рубрики «знаменитый фильм»

Любой известный фильм хорош не только сюжетом, режиссурой и актерской игрой. Но еще и тем, что осталось за кадром. А подробности съемок подчас бывают не менее увлекательны, чем сама кинолента. Взгляните по-новому на создание киношедевров вместе с «Вашим тайным советником"

Подписывайтесь на нас!