Top.Mail.Ru
Вы не поверите, но в Петербурге скромно живет английский классик. Его зовут Роман Писарев. Не слыхали? А в Британии он входит в число лучших художников-иллюстраторов ХХ века. Читайте новый лонгрид на Фонтанке.ру!
Close
Ваш тайный советник
Мы используем файлы cookie для того чтобы вам было приятнее находиться на нашем сайте
Понятно
Close

«Матушка царица, спаси!»

Звезда театра прямо со сцены пожаловалась на харрасмент
Сила Сандунов, Елизавета Уранова, Александр Безбородко
Сила Сандунов, Елизавета Уранова, Александр Безбородко
Театральные меценаты и высшие чиновники от культуры всегда пользовались своим положением. В XVIII веке в России домогательствами к актрисам был известен всесильный канцлер Александр Безбородко. Он не только вершил внешнюю политику страны, но и был покровителем искусств. Чтобы не стать очередной его жертвой, восходящая звезда русской сцены Елизавета Яковлева прямо во время спектакля обратилась за помощью к Екатерине II.

Сожгла в камине 80 тысяч
Российский театр, зарождавшийся в XVIII веке, долгое время по сути был крепостным. Помещики формировали труппы из своих крестьян, обучали их в театральных школах, самых способных сдавали в наем императорским сценам. А у крепостных не было принято противиться воле сильных мира сего. Граф Безбородко находился у самого подножия царского трона и не случайно запечатлен в числе семи ближайших сподвижников Екате­ри­ны II на памятнике императрице в Петербурге. Тем удивительнее неудача, с ним приключившаяся.

Примерно в то время, когда Безбородко положил глаз на 19-летнюю актрису и оперную певицу Лизу Яковлеву, в его доме уже жила и родила ему дочь балерина Ольга Каратыгина. Однако графу этого было мало.

Лиза Яковлева, ученица петербургской Театральной школы, дебютировала в Эрмитажном теат­ре в январе 1720-го. Она обладала эффектной внешностью и приятным выразительным голосом, у нее были очень живые глаза. Девушка стала любимицей Екатерины II, та даже придумала ей красивую фамилию-псевдоним — Уранова (в честь недавно открытой новой планеты). Между тем сердце Лизы было уже несвободно, оно принадлежало популярному актеру Силе Сандунову. Тот, в отличие от большинства коллег по сцене — по происхождению простолюдинов, был аристократом — обедневшим грузинским князем (подлинное имя Силован Зандукели). Он часто играл проворных слуг и за это был прозван публикой «русским Фигаро».

Историки и современники, описывая эту любовную коллизию, почему-то часто называют Безбородко стариком, а его соперника выставляют молодым красавцем. Однако первый был не настолько стар (43 года), а второй не настолько молод (34). Причем Сандунов тоже слыл ловеласом. Другое дело, что он, в отличие от толстого, «уродливого с огромной головой» Безбородко, был хорош собой — вот и околдовал Лизаньку. Граф поначалу о существовании соперника не знал. Встретив со стороны Лизы сопротивление, он решил очаровать ее большими деньгами. Но девушка швырнула в камин 80 тысяч руб­лей ассигнациями, которые Безбородко преподнес ей в присутствии директора Импера­торских театров Петра Соймонова.
Стефано Торелли. «Екатерина II образе Минервы, покровительницы искусств» (1770).
Стефано Торелли. «Екатерина II образе Минервы, покровительницы искусств» (1770).

«Женитьба Фигаро»
по-русски

После этого в театре к Лизе начались придирки: плохо учит роли, не уважает начальство… А когда влиятельные театралы узнали о Сандунове, возникли проблемы и у него. В сентябре 1790-го вышел приказ о его увольнении из театра. При этом от своих планов на Лизаньку Безбородко не отказался. «Русский Фигаро» попал
в ситуацию столь же безнадежную, как и его литературный тезка — герой комедии Бомарше «Женитьба Фигаро». Сила должен был оправдать свое прозвище и как-то выкрутиться.

Он, как и Лиза, был любимцем императрицы и сумел получить у нее разрешение на свой бене­фис — оперу «Редкая вещь», которую должны были сыграть 10 января 1791 года. В ней по сюжету в ноги испанской королеве бросается крестьянка с просьбой избавить ее от домогательств высокопоставленного чиновника и выдать за любимого, которого, собственно, и играл Сандунов.

Учитель Лизы и друг Силы известный актер и драматург Дмитревский досочинил текст оперы. Елизавета во время бенефиса своего жениха спела, обращаясь к сидевшему в ложе Безбородко:

«Престаньте льститься ложно
И мыслить так безбожно,
Что деньгами возможно
В любовь к себе склонить…»


А Сила Сандунов прочел со сцены монолог о том, что вынужден теперь искать лучшей жизни там, «где б театральные и графы
и бароны не сыпали моим Лизетам миллионы…»
Это был срыв спектакля, и Силу следовало наказать. Но императ­рица взяла актера под защиту.
Однако Безбородко продолжал гнуть свою линию. 11 февраля Сандунова выслали из Петербурга в Херсон под надзор, на должность писаря, а Лизу должны были силой доставить к графу. Но неожиданно Екатерина II назначила на этот день премьеру комедии «Федул с детьми» с участием своей любимицы. Заметим, стихи к опере сочинила сама императрица. Удивительным образом, сюжет перекликался с историей Лизы — он был о домогательствах к крестьянке городского барина, который дарил девушке серебро и сулил золото.
На премьере снова произошла «отсебятина». Спев финальную партию (в которой были слова
о том, как она отвергла ухажера
и «в обман не отдалась»), Лиза неожиданно кинулась на колени перед ложей Екатерины II с криком: «Матушка царица, спаси меня!». И передала императрице прошение, в котором изложила свою бедственную ситуацию.
Екатерина немедленно повелела вернуть Силу Сандунова в столицу, а ее обидчиков, театральных директоров Соймонова и Храповицкого, — уволить. Заметим, что Безбородко в этой истории отделался легким испугом. По воспоминаниям театрала того времени Александра Тургенева, Екатерина II якобы рассудила так: «Велика ли беда, что первый министр приволокнулся за театральной девочкой? Если бы и успел, что же бы от этого государство пострадало?».

Первое российское ток-шоу
Стойкость Лизы Урановой и Силы Сандунова перед лицом могущественного Безбородко стала красивой легендой, вдохновлявшей Пушкина (Маша, героиня «Капитанской дочки» умоляет Екатерину простить Гринева), Гоголя (Вакула в «Ночи перед Рождеством» выпрашивает у царицы ее туфли, чтобы жениться на Оксане), Достоевского (в его романе «Идиот» Настасья Филипповна кидает в камин деньги Рогожина). Но есть серьезные основания полагать, что вся эта история был срежиссирована самой Екатериной II. Влюбленные, возможно, потому и проявили стойкость, что за ними с самого начала стояла царственная поклонница их таланта.

Взять хотя бы оперу «Федул с детьми», очень своевременно поставленную будто бы в назидание Безбородко и подобным ему ловеласам. Екатерина спешно написала ее в период между увольнением Силы Сандунова из театра и его бенефисом, назначенным на январь, — в промежутке времени, гарантировавшем артисту неприкосновенность со стороны «теат­ральной мафии». Положить свои стихи на музыку Екатерина II поручила сразу двум композиторам, всячески их торопила. Она кое в чем даже сломала каноны оперы — только бы успеть. Успеть в нужный момент поставить финальную точку в спектакле, где жизнь и театр причудливо переплелись. Или Екатерина сама их переплела, сделав своих любимых театральных актеров героями реальной мелодрамы.
В баню, как в театр

Сандуновские бани открылись в 1808 году. Перед этим Сила Сандунов изучил лучший европейский банный опыт. В его бане впервые в России появились мужской и женский залы, дворянское и семейное отделения. Благодаря персидским коврам, серебряным тазикам, венецианским зеркалам, роскошной мебели и утвари Сандуновские бани, пусть и радикально впоследствии перестроенные, по сей день остаются элитным местом отдыха.

Сандуновские бани открылись в 1808 году

Грустный хеппи-энд
Через три дня после выходки Лизы на сцене Екатерина II устроила хеппи-энд наяву — обвенчала жениха и невесту во дворцовой церкви. Щедро одарила их бриллиантами. Это был своего рода гонорар за блестяще разыгранное «реалити-шоу». А потом императ­рица, кажется, утратила к Сандуновым интерес.

Новый директор придворного театра князь Николай Юсупов, будто не желая извлекать уроки из скандального увольнения его предшественников, продолжил третировать актерскую пару, лишал их выгодных ролей… Безбородко приставлял к ним своих соглядатаев, распускал слухи, что муж и жена неверны друг другу и их следует развести. Уже через три года Сандуновы подали прошение об увольнении из театра, чтобы не быть «жертвой сильных и пищей злобствующих». Матушка-царица их прошение удовлетворила.

Супруги перебрались в Москву, в театр Медокса. Через два года не стало их ангела-хранителя Екатерины II, а еще через три года — главного злодея-обидчика Безбородко. Без этих двух действующих лиц актерский брак как-то разладился. Сила Сандунов действительно изменял жене. Похоже, она не оставалась в долгу. Сила побивал Лизу и однажды так толкнул, что она повредила ногу
и стала прихрамывать. Публика с удовольствием обсуждала скандалы в знаменитой театральной семье.

В 1812 году супруги разъехались. Елизавета вернулась в Петербург, где продолжала с блеском петь в операх и на концертах. Сила остался в Москве, сосредоточившись на новом деле — «Помывочном заведении Сандуновых». В его строительство была вложена часть бриллиантов, когда-то подаренных им на свадьбу Екатериной II. Так что сохранившиеся до наших дней знаменитые Сандуновские бани — это еще и памятник красивой любви двух артистов, которую они не смогли сберечь…

Черный список Ивана Пырьева

Пожалуй, главным секс-злодеем советского кино был режиссер и сценарист Иван Пырьев («В шесть часов вечера после войны», «Кубанские казаки», «Трактористы»). Актрисам, которые ему отказывали в любви, он закрывал дорогу в кинематограф. Благо имел для этого все возможности, так как являлся председателем Союза кинематографистов и директором «Мосфильма». Пырьев зарубил кинокарьеру Кларе Румяновой, Ольге Бган, Екатерине Савиновой, Алле Будницкой, Ие Арепиной, Людмиле Марченко. Некоторых из них изгоняли из фильмов даже после утверждения на роль.
Клара Румянова
Ольга Бган
Екатерина Савинова
Алла Будницкая
Ия Арепина
Людмила Марченко
Автор Владлен ЧЕРТИНОВ

Материал из выпуска №62 журнала «Ваш тайный советник», тема номера — «Русский театр»

Русский театр проделал огромный путь. Начавшись со скоморохов и балаганов, он пришел к Чехову и Станиславскому и стал мировым законодателем театральных мод. Хоронили ли актеров за кладбищенской оградой. Как актрисы спасались от домогательств сильных мира сего. Почему женщинам запрещали в театре аплодировать и ходить в буфет. Как российский танцор создал американский балет. Почему Сталин полюбил Большой театр. Какие состояния делала в СССР театральная мафия.
Об этом и многом другом читайте в 62-м номере исторического журнала «Ваш тайный советник» — «Русский театр».

Подписывайтесь на нас!