Top.Mail.Ru
Вы не поверите, но в Петербурге скромно живет английский классик. Его зовут Роман Писарев. Не слыхали? А в Британии он входит в число лучших художников-иллюстраторов ХХ века. Читайте новый лонгрид на Фонтанке.ру!
Close
Ваш тайный советник
Мы используем файлы cookie для того чтобы вам было приятнее находиться на нашем сайте
Понятно
Close

Не хочу, но верю я
в эти суеверия

Почему актерам нельзя ложиться в гроб вязать и лузгать семечки
Месяц назад ушедший из жизни писатель Вячеслав Пьецух размышлял о том, что народ в России верует охотно, да только русский человек чаще всего не глубоко, а широко религиозен: «Глубоко религиозный человек до последнего издыхания стоит на том, что „несть власти, кроме как от Бога“, а широко религиозный еще верует в двуперстное знамение, нерукотворные иконы, любовь с первого взгляда и тринадцатое число». Здесь под «три­надцатым числом» подразумевается весь спектр бытующих суеверий. Психологи считают: чем эмоциональнее человек, тем он суевернее. А уж эмоциональней актерской профессии, поди, и не сыщешь! В театральной среде бытует огромное количество суеверий, обычаев, примет, предзнаменований.
Ведьмы из «Макбета»
Ведьмы из «Макбета»
Существует сценический материал, участие в котором, по актерским приметам, влечет за собой разные напасти и несчастья (травмы, переломы, инфаркты, житейские неудачи). В первую очередь это «заговореная» пьеса Шекспира «Макбет» и роман «Мастер и Маргарита». Также ходит много легенд о мистических несчастных случаях, связанных с некоторыми театральными пьесами Булгакова («Адам и Ева», «Зойкина квартира»), повестями Гоголя («Вий», «Страшная месть»). «Заговоренными» считаются все три пьесы Сухово‑Кобылина, которые боялся ставить даже сам Станиславский.
гроб пнг png
Одно из главных суеверий — нельзя играть покойников, нельзя ложиться на сцене в гроб. Разумеется, если творческий замысел того требует и деваться некуда, в любом случае, гроб должен быть не настоящим, а бутафорским. Однако многие актеры, особенно возрастные, старой школы, порой наотрез отказываются от таких ролей. Как рассказал нам бывший завлит Одесского русского драмтеатра Юрий Волчанский, если гробы все-таки в качестве реквизита используются, то вне спектаклей, храня их на театральном складе среди иной мебели и декораций, не следует держать их пустыми. Суеверные реквизиторы старой закалки обязательно кладут в пустой гроб какую-нибудь маленькую фигурку (куколку, пластмассового солдатика) — тогда гроб «удовлетворится» игрушечной жерт­вой и не будет притягивать к себе живых людей.

Рассказывает актриса Театра Сатиры на Васильевском Наталья Круглова: «Играть смерть актеры не любят больше всего. Каждый первый уверен, что добром такая роль не обернется, каждый второй серьезно подумает, принимать ли предложение на роль покойника. Но самым страшным испытанием считаются съемки в гробу. Упрекнуть артистов в мракобесии язык не поворачивается. Действительно, многие из сыгравших мертвецов актеров вскоре покидали сей мир. Причем очень близко к сюжету постановки.

Однако и с этой напастью можно бороться. Если гроб стоит на теат­ральной сцене, в него кладется бутылка водки, которая не вынимается до конца спектакля. После того как аплодисменты отзвучат, а занавес опус­тится, бутылка немедленно распивается прямо в присутствии несостоявшегося покойника. Причем он не должен из нее употребить ни капли».
Сесть на текст
Очень распространенное поверие: если выронил из рук сценарий (текст роли), ни в коем случае нельзя поднимать сразу — сперва следует обязательно на него сесть, и потом встать, не отрывая бумаг от пятой точки. В качестве альтернативы, а еще лучше — дополнительно подстраховываясь, нужно быстро вспомнить… пятерых известных лысых людей (в советские времена, как правило, то были политические деятели).
текст сценарий
домашняя собака



Если в жизни актера случилась удачная, по-настоящему любимая им роль, стоит завести домашнее животное (котенка, щенка, попугая) и назвать его именем сыгранного персонажа. Якобы это принесет удачу в дальнейшей карьере.
Если в жизни актера случилась удачная, по-настоящему любимая им роль, стоит завести домашнее животное (котенка, щенка, попугая) и назвать его именем сыгранного персонажа. Якобы это принесет удачу в дальнейшей карьере.
домашнее животное собака
Гвозди, выдернутые из сцены, — распространенный талисман в теат­раль­ной среде. Некоторые артисты носят их на шее как талисман.
гвоздь пнг png
желтые капли png


Считается, что в оформлении спектакля не должно быть желтого цвета, почему-то он считается несчастливым. Конечно, совсем исключить его нельзя, но все-таки лучше использовать по минимуму.
Считается, что в оформлении спектакля не должно быть желтого цвета, почему-то он считается несчастливым. Конечно, совсем исключить его нельзя, но все-таки лучше использовать по минимуму.
желтые капли png
В театре запрещено щелкать семечки за кулисами («роль прощелкаешь»).
семечки
клубки шерсти


Актрисам не рекомендуется вязать в стенах театра, иначе «всю жизнь со спицами во втором составе просидишь».
Актрисам не рекомендуется вязать в стенах театра, иначе «всю жизнь со спицами во втором составе просидишь».
клубки ниток
Здесь секса нет
Согласно давно существующему обычаю, в стенах театра строго-настрого запрещается… прелюбодействовать. Хотя именно это суеверие как раз чаще всего актерами и игнорируется. Говорят, даже великая Комиссаржевская очень любила заниматься сексом перед спектаклем.
Вера Комиссаржевская
Вера Комиссаржевская
Перед премьерой нельзя желать актрисам успеха, правильное напутствие — «Ни пуха, ни пера!». Актерам следует говорить «Сломи себе шею!».

Приобретайте подборки из рубрики «инфографика»

Для вашего удобства мы разбили рубрику на тематические разделы: география Петербурга, власть, заговоры и революции, искусство, русская кухня, спорт, наука и так далее

Материал из выпуска №62 журнала «Ваш тайный советник», тема номера — «Русский театр»

Русский театр проделал огромный путь. Начавшись со скоморохов и балаганов, он пришел к Чехову и Станиславскому и стал мировым законодателем театральных мод. Хоронили ли актеров за кладбищенской оградой. Как актрисы спасались от домогательств сильных мира сего. Почему женщинам запрещали в театре аплодировать и ходить в буфет. Как российский танцор создал американский балет. Почему Сталин полюбил Большой театр. Какие состояния делала в СССР театральная мафия.
Об этом и многом другом читайте в 62-м номере исторического журнала «Ваш тайный советник» — «Русский театр».

Подписывайтесь на нас!