Top.Mail.Ru
Вы не поверите, но в Петербурге скромно живет английский классик. Его зовут Роман Писарев. Не слыхали? А в Британии он входит в число лучших художников-иллюстраторов ХХ века. Читайте новый лонгрид на Фонтанке.ру!
Close
Ваш тайный советник
Мы используем файлы cookie для того чтобы вам было приятнее находиться на нашем сайте
Понятно
Close

Похороните меня за… оградой

Насколько греховна актерская профессия?
Современный театр берет свое начало в древних языческих мистериях.
Иван Соколов. «Ночь на Ивана Купалу» (1856).
По сей день существует поверье, будто актерское ремесло на Руси было столь презираемо, что артистов хоронили за пределами кладбищенской ограды. Как людей, недостойных христианского погребения.

Постыдное занятие
На самом деле это не так. Начать с того, что Россия всегда была страной глубоко верующей. А потому трудно представить, чтобы православные, заботящиеся о своей душе люди, заранее зная о том, что после смерти их закопают рядом с самоубийцами, иноверцами и преданными анафеме, все равно шли в актерскую профессию. Да, конечно, еще в XIX веке профессия актера считалась не уважаемой и постыдной. К артистам относились, как к обслуге, вроде полового в трактирах или швейцара на воротах. Неудиви­тельно, что многие представители актерской братии тогда прятались за псевдонимами и скрывали свою принадлежность к театральному миру, дабы не прослыть как минимум позором семьи. Но все же «не уважаемый» еще не означает «анафемский».

Возьмем, к примеру, «первого актера русского театра» Фёдора Волкова. И что же? Он был с почестями похоронен в Москве, на кладбище Златоустовского монастыря. Его соратника, условно говоря — «актера № 2», Ивана Дмитриевского похоронили на Волковом кладбище, возле церкви Спаса Нерукотворного. И так далее… А если брать «доволковский» период, уместно вспомнить, что одним из первых русских драматургов был святитель Димитрий, митрополит Ростов­ский, чью «Рождественскую драму», впервые поставленную в 1704 году, играют до сих пор, а его же «Успенская драма» написана еще раньше, специально для исполнения монахами и писцами в монастыре. И?! Всех этих монастырских исполнителей надо было — того? за ограду? Разумеется — нет. Вот только… дыма без огня не бывает.

Не носите личин комических
Истоки современного мифа о погребении актеров вне кладбищ восходят ко временам раннего христианства, когда Церковь признала театральные представления несовместимыми с истинной верой. Поскольку они являлись по сути языческими мистериями, уходящими корнями в античные празднества, посвященные древним богам. Причем грешниками (идолопоклонниками) признавались не только актеры, но и зрители, посещающие «бесовские игрища». И вот тех из них, кто при жизни не успел в этих грехах покаяться, вполне могли предавать земле подальше от могил единоверцев.
Средневековое театральное искусство
В Средневековье основным видом театрального искусства были представления на темы из Священной истории.
Подобное отношение к лицедеям было запротоколировано Церковью в Правилах VI Вселен­ского (Трулльского) Собора (691−692 гг.): «Святый вселенский собор сей совершенно возбраняет быти смехотворцам, и их зрелищам, такожде и зрелища звериныя творити и плясания на позорищи. Аще же кто настоящее правило презрит, и предастся которому либо из сих возбраненных увеселений: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения церковнаго» (Правило 51‑е); «…определяем: никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене в одеж­ду мужу свойственную; не носити личин комических, или сатирических, или трагических…» (Правило 62‑е).

Актерские грехи
Во времена Средневековья актерам вышла поблажка: благочестивые представления, например на темы из Священной истории, отныне дозволялись, но на развлекательные постановки сохранялось табу. Так было и в Европе, и на Руси. Скажем, при царе Алексее Михайловиче Русская Церковь анафематствовала скоморошьи потехи и прочие «срамные зрелища» с элементами языческой обрядности (любопытно, что шуты под эту категорию не подпадали!), но театр богоугодный вполне себе привечала.

Но постепенно духовные начала театрального действия были вытеснены светскими. В России Святейший Синод снял к середине XIX века устаревшие ограничения — и игра в театре официально перестала считаться грехом. Правда, единства в этом вопросе среди духовных авторитетов не было ни тогда, ни после. «Очевидно, что театры, балаганы и тому подобное негодны для христиан», — продолжал настаивать епископ Феофан Затворник. «Театр усыпляет христианскую жизнь, уничтожает ее, сообщая жизни христиан характер жизни языческой», — вторил ему Иоанн Кронштадтский. В свою очередь, оппоненты настаивали, что любой вид искусства может быть духовным. Например, глубоко религиозный сочинитель и драматург Николай Гоголь говорил, что «театр — это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».

Разумеется, персональных грехов актеров при этом никто не отменял. К тому же профессия, как ни крути, накладывает отпечаток: на театральных подмостках, еже­дневно перевоплощаясь, актеры «проживают» не одну (свою, Богом данную), а десятки «чужих» жизней. А это грех, пускай и не смертный. Плюс — сопутствующие многим творческим профессиям пороки, такие как пьянство, распутство (помните, у Ахматовой: «Все мы бражники здесь, блудницы»?), корыстолюбие, гордыня… Всегда были среди актеров и убеж­денные, по идейным соображениям богоотступники (атеисты). Плюс в актерской среде нередки суициды. Но при этом артистам, как и всем без исключения грешникам, путь в храм никогда не был закрыт. Что теперь, что тогда.
Не хлопки, но — молитвы и слезы

Если профессия актера давно перестала проходить по разряду языческой, то современная публика в это самое язычество скатывается. Теперь уже не вспомнить, когда это началось и с кого повелось, но прижился в наши дни обычай сопровождать вынос гроба с телом усопшего артиста аплодисментами, а то и криками «Браво!». Всё это дело пытаются объяснить старинной, чуть ли не дореволюционных времен традицией. Которую якобы отменили большевики, а теперь вот возродили.
Вранье! Не было такой традиции. И вот что по этому поводу ныне говорит протоиерей Андрей Ткачёв: «Ни великого Щепкина хлопками не хоронили, ни Ермо­лову, ни Веру Холодную никто хлопками не сопровождал в последний путь, а всея земли заупокойной молитвой, литией, отпеванием и прочим… Наши люди скатились до язычества. Потому что забыли свое, а нужно придумать что-то чужое вместо своего. И возникла какая-то диковатая вещь — провожать хлопками человека, которому хлопки ваши вообще не нужны. Ему нужна молитва, и только молитва. Милость Божия, и больше ничего. Прощение грехов, и больше ничегошеньки. Ваши хлопки ему — как оскорбление. Ему нужны только слезы о нем, милостыня и заупокойная литургия».

Автор Игорь ШУШАРИН

Материал из выпуска №62 журнала «Ваш тайный советник», тема номера — «Русский театр»

Русский театр проделал огромный путь. Начавшись со скоморохов и балаганов, он пришел к Чехову и Станиславскому и стал мировым законодателем театральных мод. Хоронили ли актеров за кладбищенской оградой. Как актрисы спасались от домогательств сильных мира сего. Почему женщинам запрещали в театре аплодировать и ходить в буфет. Как российский танцор создал американский балет. Почему Сталин полюбил Большой театр. Какие состояния делала в СССР театральная мафия.
Об этом и многом другом читайте в 62-м номере исторического журнала «Ваш тайный советник» — «Русский театр».

Подписывайтесь на нас!