Top.Mail.Ru
Вы не поверите, но в Петербурге скромно живет английский классик. Его зовут Роман Писарев. Не слыхали? А в Британии он входит в число лучших художников-иллюстраторов ХХ века. Читайте новый лонгрид на Фонтанке.ру!
Close
Ваш тайный советник
Мы используем файлы cookie для того чтобы вам было приятнее находиться на нашем сайте
Понятно
Close
Сцена из спектакля «Раскинулось море широко». Слева ведущая балерина театра Нина Пельцер
Сцена из спектакля «Раскинулось море широко». Слева ведущая балерина театра Нина Пельцер.
Фото: Сергей Струнников (1942).

Смех развеивал страх

Блокадные аншлаги в театре Музкомедии
Смех развеивал страх
Блокадные аншлаги в театре Музкомедии
10 июля 1941 года началось самое длительное сражение Великой Отечественной войны — битва за Ленинград. Когда немцы подошли совсем близко, из города были эвакуированы почти все театры. Остался и продолжал работать лишь театр Музыкальной комедии. Спорное на первый взгляд решение Комитета по делам искусств оказалось верным. Легкая беззаботная оперетта придавала людям силы и хотя бы ненадолго отвлекала от жестокой реальности.

Билет в обмен на хлебную карточку
Когда Ленинград оказался в блокаде, большая часть артистов перебралась жить в здание театра. Обще­ственный транспорт уже не ходил, и живущим далеко было сложно добираться пешком до места работы. У кого-то разбомбили дом.

Спектакли часто прерывались из-за бомбежек, и когда зрители отправлялись в бомбоубежище в Филармонии, артисты прямо в сценических костюмах поднимались на крышу театра, чтобы тушить зажигательные бомбы.

В начале ноября в дом напротив попала фугасная бомба. Она разрушила и стену театра. Из строя вышли водопровод и отопление. Вода залила гардероб, библиотеку, репетиционный зал и склад с декорациями. До конца декабря артисты жили и работали в полуразрушенном здании.

С 20 ноября служащим урезали норму выдачи хлеба до 125 граммов. Смерть начала косить горожан. Но ежедневно в 5 утра они собирались у кассы театра, чтобы купить билет на спектакль. Нередко перекупщики в обмен на билет просили хлебную карточку. В начале осени театр бывал полупустым, но с ноября аншлаги стали регулярными. В холодном зале, где температура порой опус­калась до минус 8 градусов и зрители сидели в ватниках и тулупах, на сцену выбегали актрисы в воздушных платьях и, обмахиваясь веерами, щебетали: «Ах, как тут жарко!». Можно лишь догадываться, насколько трудно было слабым, больным дистрофией артистам, накладывая на лицо согретый дыханием замерзший грим, ежедневно выходить на сцену и, разбрызгивая искры веселья, дарить зрителям желание жить, любить и мечтать о будущей счастливой жизни.

Экстремальные ситуации, часто случавшиеся во время спектаклей, научили артистов и зрителей общаться напрямую. Однажды, когда в теат­ре погас свет и послышался звон разбитого стекла, актер Орлов произнес: «Товарищи, не беспокойтесь, все в порядке, кроме стекол». Смех помог развеять страх.

Сосновые ветки
вместо букетов

В конце декабря 1941 года из здания на улице Ракова (ныне Итальянская) труппа переехала в Александринский театр. Морозы достигали минус 40 градусов. В городе не работало отопление и водопровод. Артисты умирали по дороге в театр, за кулисами, в оркестровой яме. Если кто-то не являлся на спектакль, коллеги понимали, что он умер. Актер Астров погиб от нападения крыс. В театре был устроен морг для умерших артистов и зрителей.

6 января 1942 года артисты сыграли «Свадьбу в Малиновке», а после спектакля решили хотя бы на один день подарить праздник детям. Устроили танцы вокруг ёлки вместе с Дедом Морозом, Снегурочкой и музыкантами оркестра. В конце праздника детей накормили супом, котлетами и муссом на сахарине.
6 января 1942 года артисты театра устроили детям ёлку с Дедом Морозом, а в конце праздника накормили их.
6 января 1942 года артисты театра устроили детям ёлку с Дедом Морозом, а в конце праздника накормили их.
Фото: muzcomedy.ru.
Больше других от холода страдали худенькие, почти прозрачные балерины. На репетиции они надевали по нескольку пар рейтуз и даже мужские кальсоны. У некоторых артистов распухшие ноги не помещались в сапоги. Истощен­ные, еле державшиеся на ногах зрители дарили им картофель, капусту, морковь, случалось даже, рыбу. За неимением цветов на сцену бросали сосновые ветки. Не в силах аплодировать, они просто вставали со своих мест и так, в молчании, благодарили артистов.

21 января из-за отсутствия электричества спектакли пришлось прекратить. Чтобы танцовщицы не пали духом и не потеряли форму, ведущая балерина театра Нина Пельцер проводила с ними ежедневные репетиции в холодном фойе. В суровую зиму 1942 года люди перестали мыться. У них не было сил, чтобы сходить за водой. Но Пельцер требовала от девушек приходить на тренаж вымытыми и подкрашенными. Дисциплина мобилизовывала организм и помогала выжить. Артисты, не участвовавшие в репетициях, выступали на фронте, в госпиталях, на «Дороге жизни».
Театральная афиша времен блокады Ленинграда (1942 год)
За годы блокады театр Музкомедии выпустил 15 премьер, сыграл 919 спектаклей для 1 миллиона 208 тысяч зрителей и дал 1962 военно-шефских концерта. От проданных билетов в бюджет города поступило 4 млн. 334 тыс. рублей. Из 291 артиста труппы погибли 64 (56 от голода и восемь на фронте).

Оперетты о войне
На углу Манежной площади и Малой Садовой улицы находился Дом радио, так же, как и театр Музкомедии, ни на один блокадный день не прерывавший работы. Актеры приходили туда и устраивали радиоспектакли. Главный дирижер Оркестра Радиокомитета Карл Элиасберг строго требовал от музыкантов ежедневного присутствия на репетиции. Един­ствен­ной уважительной причиной неявки он считал смерть. Трансляции радиоспектаклей всегда велись в прямом эфире. В отличие от театральных постановок, они не прерывалась даже из-за бомбежек. Всю блокаду работники ленинградского радио провели на казарменном положении. Они не покидали своих мест, когда здание сотрясалась от взрывов. Вести о том, что в городе есть театральная жизнь, действовали на слушателей ободряюще, укреп­ляли веру в победу.

4 марта 1942 года опереттой «Сильва» театр возобновил спектакли на сцене. Люди так соскучились по искусству, что с 4 по 7 марта труппа играла по две постановки в день. 18 июня состоялась премьера «Лесной были». Первая оперетта о войне была посвящена борьбе партизан с фашистами. За ней последовала вторая — «Раскинулось море широко». Костюмы для артистов — темно-синюю морскую форму — прислали с военно-морской базы.

18 января 1943 года около полуночи по радио объявили о прорыве блокады. Посреди холодной ночи голодные изможденные люди выходили из домов на улицу. Они обнимались и плакали от радости. Последний военный сезон артисты театра Музыкальной комедии открыли 28 октября 1944 года в своем родном здании на улице Ракова.
Куда и когда были эвакуированы ленинградские театры

Театр им. Ленсовета — октябрь 1941 года, Хабаровск.
Кировский театр оперы и балета — 19 августа 1941 года, Молотов (Пермь).
Театр им. А. С. Пушкина — 20 августа 1941 года, Новосибирск.
Большой Драматический театр им. Горького — 21 августа 1941 года, Киров.
Малый Оперный театр (Михайловский) — 22 августа 1941 года, Чкалов (Оренбург).
Театр им. Ленинского комсомола и Новый ТЮЗ — февраль 1942 года, на Урал.
Театр Комедии (сейчас им. Н.П. Акимова) — декабрь 1941 года, Ашхабад.

В середине октября 1942 года в блокадном Ленинграде начал работу новый, собранный из оставшихся в городе артистов Городской театр (ныне — Театр им. В. Ф. Комиссаржевской). В 1945 году ему присвоили название «Драматический», но ленинградцы еще долго называли его «Блокадным».

Автор Ирина ЧЕРТИНОВА

Материал из выпуска №62 журнала «Ваш тайный советник», тема номера — «Русский театр»

Русский театр проделал огромный путь. Начавшись со скоморохов и балаганов, он пришел к Чехову и Станиславскому и стал мировым законодателем театральных мод. Хоронили ли актеров за кладбищенской оградой. Как актрисы спасались от домогательств сильных мира сего. Почему женщинам запрещали в театре аплодировать и ходить в буфет. Как российский танцор создал американский балет. Почему Сталин полюбил Большой театр. Какие состояния делала в СССР театральная мафия.
Об этом и многом другом читайте в 62-м номере исторического журнала «Ваш тайный советник» — «Русский театр».

Подписывайтесь на нас!