Top.Mail.Ru
Как писатели становятся негодяями. Ушел из жизни Владимир Бушин, писатель-фронтовик, безжалостный разоблачитель кумиров. «Ваш тайный советник» публикует его интервью, которое он дал нашему корреспонденту 7 лет назад. Раньше не получилось…
Close
Дорогой читатель!
Мы полностью обновили наш сайт. Теперь он ориентирован на большое количество контента, а не на продвижение печатной и электронной версий журнала.

Мы старались сделать сайт ярким, но при этом чистым и удобочитаемым, мы специально подбирали размеры шрифтов, отступов, изображений и т. п. для того чтобы вам было максимально комфортно читать нас.

Однако, все мы люди и нам свойственно ошибаться, поэтому очень просим, при обнаружении ошибки на сайте, дать нам знать об этом через любую форму обратной связи, напрямую по электронной почте (gena.piar@ya.ru) или в телеграмм (@genathefirst). Спасибо :)

Кстати, печатных номеров в ближайшее время не будет, к сожалению :(

Поделиться:
Мы используем файлы cookie для того чтобы вам было приятнее находиться на нашем сайте
Понятно
Close

Заглянуть
под юбку

Балет — особое искусство:
едва ли не главную роль в нем играет… одежда.
Константин Сомов. «Русский балет» (1930).
Константин Сомов. «Русский балет» (1930)
Пока танцовщицы выступали в корсетах, париках и громоздких платьях, популярность его была невелика. Но чем свободнее становились наряды, тем сильнее рос интерес к балету. С появлением балетной пачки его популярность взлетела до небес. Зрители увидели то, что прежде было скрыто. Они, в буквальном смысле, получили возможность заглянуть дамам под юбки!

Ноги были табу
История балета началась в XV веке. В те времена танец не считался самостоятельным жанром, а был лишь частью представлений, как правило, торжественных. Танцоры в тяжелых нарядах неповоротливо исполняли па. Так продолжалось вплоть до XVIII века.

В России моду на балет пытался привить Пётр I, но лишь спустя годы после его смерти, в 1738 году, в Петербурге открылась первая школа балетного танца под руководством французского танцмей­стера Жана Батиста Ланде (позже ее переименуют в Императорское театральное училище).

В 1742 году из выпускников школы была создана первая балетная труппа. Наряды актеров напоминали те же, что носила разодетая публика: обязательные парики, шиньоны, кафтаны, башмаки с пряжками, длинные платья с тугими корсетами, туфли на каб­луках. Пафосно и скучно, сказали бы сегодня.
Шарль Дидло
Шарль Дидло
Революцию в русском балете совершил француз Шарль Дидло. Этот известный балетмейстер в 1801 году возглавил Петербург­скую балетную труппу Россий­ских императорских театров. Реформу танцевального искусства он начал не с танца, а… с костюма. Дидло ввел полупрозрачные газовые туники и обтягивающие трико. Это дало свободу движениям в классическом танце и позволило приоткрыть женские ноги. Вскоре Пушкин пылко воскликнет: «Люблю их ножки… И во сне они тревожат сердце мне».

Благодаря новым костюмам у балета сразу появились сотни и тысячи новых ценителей.

На протяжении столетий дамские юбки неизменно оставались длинными. Мода, постепенно меняясь, позволяла женщинам оголять плечи, руки, даже грудь. Но ноги — всегда были табу. Поэтому то, что скрывалось под подолом платья, вожделели увидеть многие мужчины. Однако правила приличия не позволяли заглядывать дамам под юбки.

Балет, совершенно легально, дал им эту возможность.

«И в очках одних,
без бинокля жутко»
Популярность балета росла стремительно. Славу ему составили не столько великолепные постановки, сколько великолепные танцовщицы, очаровавшие весь мир своей грацией, красотой и, конечно, ножками. Балерины выходили на сцену в полупышных пачках со струящимися складками.

Историк Василий Ключевский так описывал балет и его ценителей в одном из писем к другу: «Это выставка… того, что все стараются скрыть, — понимаешь?.. И главная роль здесь танцовщиц. Такие здесь бывают поднятия ног, что и в очках одних, без бинокля жутко. Или, например, актер берет актрису и, поднимая ее вниз головой, описывает таким образом полукруг самый неделикатный… А старички-то, старички-то в восторге, сидя в креслах, приставляют бинокли к потухающим глазкам! Видно, как потряхивает вот этот солидный крестоносец плешивой головой, впиваясь жадно в каждое движение и обнаружение актрисы, будто не видал от роду подобного у себя дома, дурак этакой!».

В Петербурге и Москве театр стал местом, где царили свободные нравы и чувственные удовольствия. Балерины были предметом обожания, ревности, торга, дуэлей и любовных безумств. Иметь роман с танцовщицей было модно, престижно и дорого.

Гарем из театральных воспитанниц
Богатые купцы, великие князья, да и сами императоры не чурались любовных отношений с балеринами. Императорское театральное училище, содержащееся за счет казны, стало, фактически, поставщиком юных прелестниц для высоких вельмож. Роман воспитанницы училища Матильды Кшесинской и будущего императора Николая Второго — пожалуй, самая яркая тому иллюстрация. Кстати, молодые люди познакомились во время чаепития Николая Александровича с ученицами.

В императорской труппе больше половины танцовщиц были не замужем и довольствовались статусом любовниц, содержанок. Это считалось в порядке вещей, и даже почетным — особенно, если любовник был богат и знатен.

Император Павел I увлекался балериной Настасьей Бериловой.

У Николая I было не менее семи романов с известными танцовщицами. Самый скандальный — с юной ученицей театрального училища Натальей Аполлонской. Когда император впервые увидел ее, девочке едва исполнилось 11 лет. Неизвестно, в каком ее возрасте началась их любовная связь. Но как только она закончила учебу, государь поспособствовал, чтобы балерину выдали замуж, да вдобавок дали за счет казны приданое в 40 тысяч руб­лей. Всем балеринам после охлаж­дения отношений император назначал щедрое содержание. Иногда у него бывало по несколько возлюбленных одновременно. Александр Пушкин в письме к жене от 5 мая 1836 года называл опекаемых Николаем I содержанок «гаремом из театральных воспитанниц».
Впрочем, романы с балеринами были почти у всех российских императоров. Брат Александра II князь Константин Николаевич фактически сделал своей граж­данской женой танцовщицу Анну Кузнецову: они жили вместе, вместе ездили отдыхать, родили пятерых детей.

В балетном мире привыкли к подобному положению дел. И сами танцовщицы, и театральное училище старались угождать высоким сановникам — ведь от них зависело и финансирование учебного заведения, и личное благосостояние воспитанниц.

«Только при короткой юбке можно правильно ценить танцы»
Считается, что классическая белоснежная балетная пачка появилась благодаря итальянской балерине Марии Тальони. Она первая надела этот наряд и вышла в нем на сцену в 1839 году. (Она, кстати, тоже была любовницей русского вельможи — князя Александра Васильевича Трубецкого, родила от него внебрачного сына.) Пачка Марии была весьма короткой по тем временам — всего лишь до середины икры, и эта открытость, вкупе с небывалым талантом, произвели настоящий фурор.
Альфред Шалон. «Мария Тальони в балете “Зефир и Флора” Шарля Луи Дидло» (1831)
Итальянская балерина Мария Тальони первая вышла на сцену в балетной пачке в 1839 году. Альфред Шалон. «Мария Тальони в балете “Зефир и Флора” Шарля Луи Дидло» (1831).
С тех пор в теат­ральном и околотеат­ральном мире началась невидимая широкой публике (а иногда и видимая) борьба за длину балетных юбок. В своих мемуарах директор Император­ских театров Владимир Теляков­ский с иронией вспоминал: «Балетоманы… одобряли юбки непременно короткие, и чем короче, тем лучше. Истые знатоки уверяли, что только при короткой юбке можно правильно ценить танцы».

В 1880‑х годах балетные пачки едва прикрывали колени.

В 1890‑х — открывали колени и ноги до середины бедра.

В 1899 году для балерин, по требованию императрицы Алексан­дры Федоровны (супруги Николая II, у которого, напомним, до свадьбы был роман с балериной Кшесинской), были введены удлиненные юбки.

Против такого решения «истые ценители» балета сильно протестовали и писали жалобы, которые доходили аж до министра двора. Но ничего не удавалось сделать, пока не случилась одно забавное происшествие.

Прима Большого театра Аделина Джури в начале 1900‑х годов перед важным выступлением, на котором ожидались фотографы, просто взяла ножницы и отрезала слишком длинный, по ее мнению, подол пачки. Так балетные пачки снова стали короче.

Триумф советского балета
Альфред Шалон. «Мария Тальони в балете “Зефир и Флора” Шарля Луи Дидло» (1831)
Венец эволюции балетной пачки. Стандартная пачка имеет 10 слоев и стальной обруч, чтобы держать форму. Обычно на одно изделие уходит от 12 до 20 метров ткани.
После октябрьской революции 1917‑го отношение к искусству на государственном уровне — и к балету в частности — сильно изменилось. «Все театры советую положить в гроб», — писал Владимир Ленин наркому Луначарскому.

Но постепенно театральная жизнь стала налаживаться. Мода в балетном костюме следовала за модой общеевропейской. В 1920‑х годах, когда стали популярны наряды с заниженной талией, балетная пачка тоже «сползла» на бёдра. А вскоре после встопорщилась в стороны, располагаясь теперь почти горизонтально и полностью открывая линию ног.

Многие представители советской элиты оказались неравнодушны к балету, а точнее, к балеринам. В списке ценителей — Лаврентий Берия, Николай Булганин, Авель Енукидзе, Михаил Калинин, Сергей Киров, Анатолий Луначарский и даже сам Иосиф Сталин.

Про интимную связь Сталина с балеринами достоверно ничего не известно, но слухи о нем и танцовщице Лепешинской ходили. Вождь смотрел балет «Пламя Парижа» с ее участием 17 раз и старался других ее спектаклей тоже не пропускать.

Самыми большими ценителями балета и балерин считались секретарь ВЦИК СССР Авель Енукидзе и «всесоюзный староста» Михаил Калинин. Именно они взяли на себя защиту и кураторство Большого театра, когда его чуть было не закрыли на волне революционных перемен. За поддержку театра пришлось расплачиваться молоденьким балеринам. Говорят, что к Калинину привозили юных танцовщиц Большого и он заставлял их танцевать обнаженными на столе.

В Северной столице романы с балеринами Мариинского театра водил секретарь ЦК ВКП (б) Сергей Киров.

Комичным образом продвижению советского балета помог председатель СовМина СССР Николай Булганин. Он любил устраивать веселые пирушки с участием балерин. Однажды его, пьяного, задержали в гостинице «Националь» разгуливающим с дамскими панталонами по коридорам. Ему все сошло с рук, но балерин предупредили, чтобы получше за ним следили. Во время визита в Великобританию в 1956 году Булганин от больших чувств к своим фавориткам предложил англичанам принять у себя московский Большой театр.

Впервые в истории советский балет показали в Лондоне. Успех был ошеломительный. Так начался мировой триумф советского балета.
«Пачка примы»: какой вы балетоман?

В советские годы в народе ходила такая игра слов. Примой часто называли ведущую балерину театра. А 1970 году в СССР стали выпускать сигареты марки «Прима». После чего и стали шутить: культурный уровень человека легко определить по тому, какую ассоциацию вызывает у него это словосочетание.

Автор Елена РОТКЕВИЧ

Материал из выпуска №63 журнала «Ваш тайный советник», тема номера — «Россия в моде»

Жизнь людей всегда связана с модой. Модой на одежду, на отдых, на определенные правила поведения. В моде могут быть целые страны. Что в разные эпохи было модно в России и что российское пользовалось успехом в мире? Как политика определяла стиль одежды? Насколько разорительными для мужей были выезды жен на балы? Как длина балетной пачки балерин влияла на популярность балета? Как модельер императрицы умерла от обиды? Как Пушкин проиграл в бильярд «Евгения Онегина»? Как Брежнев выпросил у президента США меховую куртку?
Об этом и многом другом читайте в 63-м номере исторического журнала «Ваш тайный советник» — «Россия в моде».

Подписывайтесь на нас!