Top.Mail.Ru
Вы не поверите, но в Петербурге скромно живет английский классик. Его зовут Роман Писарев. Не слыхали? А в Британии он входит в число лучших художников-иллюстраторов ХХ века. Читайте новый лонгрид на Фонтанке.ру!
Close
Ваш тайный советник
Мы используем файлы cookie для того чтобы вам было приятнее находиться на нашем сайте
Понятно
Close

Женщины наряжались, мужчины разорялись…

Бальная мода Российской империи — это наряды в кредит у царицы и новое платье на каждый выход в свет
К. Лебедев. «Ассамблея при дворе Петра I»
Если бы вы были молодой дворянкой двести лет назад и жили в Петербурге, то наверняка бы знали, чем занять вечер. С поздней осени и до ранней весны в городе каждый день где-нибудь да проходил бал, а то и не один. Но вас бы точно мучил другой, извечный женский вопрос: «Что надеть?». На каждый выход в свет нужен был новый наряд — модный, но не слишком, не красивее, чем у императрицы, но чтобы ей понравился.

«Исчадия пороков»
Что бы ни начиналось в Петербурге, все начиналось с Петра I. А его ассамблеи стали предшественницами балов. На них курили прямо в залах, а женщины, которых наконец пустили в свет, сразу явились с оголенными плечами.

В середине XVIII века историк князь Михаил Щербатов, описывая первые петровские балы, называл их «исчадием пороков», но признавал, что «приятно было женскому полу, бывшему почти до сего невольницами в домах своих, пользоваться всеми удовольствиями общества, украшать себя одеяниями и уборами, умножающими красоту лица их, и оказующими их хороший стан».

На ассамблеи дамы приезжали в ярких пышных платьях с длинными шлейфами, затянутые в узкие корсеты, с прическами, на создание которых уходил не один час. На ногах в ту пору у них были башмаки с каблуками высотой 6−7 сантиметров. А слои пудры на лице в XVIII веке, как излишки тонального крема в наши дни, делали одинаково безвозрастными и юных дев, и старух.

Лысые фрейлины и печати на подолах
Современники отмечали, что супруга императора Екатерина и его дочери с удовольствием участвовали в балах. И когда сами пришли к власти, то, конечно, не отказались от этого увеселения, особенно Елизавета. Красота и роскошь занимали ее едва ли не больше, чем политика и экономика страны. Огромные суммы из казны спускались на организацию балов и наряды. Она могла лично ночью приехать к только что прибывшему из-за границы судну с парижскими обновками, чтобы забрать себе самые красивые платья. Никто не смел выглядеть лучше нее. Когда придворные парикмахеры напортачили с краской для волос и императ­рицу пришлось побрить налысо, она обязала и всех придворных дам постричься и надеть черные парики.
В другой раз статс-дама двора Наталья Лопухина появилась на балу в платье, похожем на царское, — Елизавета надавала ей пощечин. Бедняжка от стыда упала в обморок, на что императ­рица заметила: «Ништо ей, дуре!».

Елизавета выпустила закон, запрещавший дамам являться на бал или маскарад дважды в одном наряде. Слуги даже ставили на юбки гостий черные печати, чтобы те не повторялись.

Не менее пышными и богатыми были балы при Екатерине II. Им удивлялись даже французские послы, считавшие версальские приемы эталоном светской жизни. Примечательно, что чистокровная немка Екатерина ввела в российском высшем свете моду на русскость. Платья, например, стали шить с коротким шлейфом и широкими рукавами. Их называли «офранцуженными сарафанами».

Екатерина стремилась к простоте после елизаветинского барокко, но одновременно не забывала и про цену. На 25‑летие ее правления в Москве состоялся бал, который, по воспоминаниям бытописательницы Елизаветы Яньковой, превзошел по парадности все предыдущие: «дамы и девицы все в платьях или золотых и серебряных, или шитых золотом, сереб­ром, камений на всех премножество; и мужчины тоже в шитых кафтанах с кружевами, с каменьями».




Мужская классика

Мужчинам на балах во все времена было чуть проще, чем женщинам. Как минимум от них не требовали нового костюма каждый раз. Все офицеры могли приходить на балы в парадной форме. Они должны были лишь сдавать оружие в перед­ней. Кроме того, на танцы надевали специальные ботинки, без шпор. Только уланам разрешалось приходить в форменных сапогах.
Обер-офицер уланских войск. иллюстрация
Обер-офицер уланских войск

От «голых» дам до накладных поп
Только в XIX веке бал приобрел те классические формы, которые мы знаем по романам Пушкина и Толстого. Установились основные нормы дресс-кода, продержавшиеся до революции.

Прежде всего, дамы должны были приходить на бал в платьях с оголенными шеей и плечами. Молодым барышням шились наряды пастельных тонов — белого, розового, голубого или айвори (слоновой кости).

Голую шею обязательно нужно было прикрыть украшением. И чем старше красавица, тем богаче ее колье, а вместе с ним и серьги, диадемы. Незамужним девушкам подвески на шею и скромного браслета было достаточно.

Обязательный аксессуар бального наряда — перчатки. Для дам — в тон платья или белые. Для мужчин — желательно белые, в крайнем случае черные. Без них — совсем недопустимо, так как правила этикета строго запрещали кавалерам касаться оголенных дамских спин.

Фасоны бальных платьев менялись согласно моде. В начале XIX дамы почти «разделись» — на несколько лет стал моден антич­ный стиль. Ввела его художница-портретистка Элизабет Виже-Лебрэн, жившая в Петербурге в 1795—1801 годы. По ее предложению на один из придворных балов все дамы нарядились в белые «античные» платья — легкие, без фижм, кринолинов, сложных каркасов, с высокой талией, украшенные греческими узорами. И хотя под платьями еще оставались рубашки и две-три юбки, все равно тогдашним мужчинам барышни казались «полуголыми».

Такая мода продержалась недолго, и в 1810‑е года в бальные гардеробы снова вернулись корсеты, более тяжелые верхние ткани, юбки приняли форму колокола. Постепенно линия талии снова опустилась, а рукава стали шире в плечах. В 1840‑е рукава сузились, зато юбки стали особенно пышными, с «фестончиками» (подложенными ватными валиками), которые так бурно обсуждали провинциальные барышни в «Мертвых душах» Гоголя.

Дамский бальный наряд дополнялся различными аксессуарами — цветами, веером, крохотной книжкой, куда красавицы записывали имена тех, кто хотел с ними танцевать. В 1805‑м в моду вошли узкие кашемировые шали, в которые было так удобно кутаться, ожидая, когда подадут сани. Шлейфы бальных платьев, когда они были в моде, делались съемными, чтобы перед быстрым танцем их можно было отстегнуть.

В 1870‑х фигуры дам ощутимо увеличились сзади, в той части, которую было не принято обсуж­дать. Способствовали этому турнюры — подушечки, которые подкладывали под юбки.

Но что бы ни диктовало время, на балах был свой закон: нельзя было являться туда слишком модной, иначе можно было прослыть выскочкой.
Сюрприз с переодеванием

В 1744 году Елизавета провела первый «травести-бал». Мужчины — от юношей до седых князей и графов — явились на него в женских платьях «а-ля франсез» с декольте и фижмами, в париках и пудре. Дамам пришлось влезать в узкие мужские кафтаны и чулки. Затея никому не понравилась. Гости бала выглядели комично, злились друг на друга, с непривычки спотыкались и падали. Зато императрица была в восторге. Ей-то мужской наряд был к лицу. И несмотря на недовольство знати, балы с переодеваниями стали излюбленной забавой при дворе на ближайшие полвека. Вслед за Елизаветой идею подхватила и Екатерина II, которая еще будучи принцессой восторгалась своей свекровью.
По правилам этикета приглашения на бал нужно было присылать как минимум за неделю до его проведения. Подчас, чтобы не участвовать в балах с переодеваниями, гости сказывались больными — и чудесно поправлялись на следующий после бала день. Екатерина II придумала, как этого избежать. 10 декабря 1790 года она провела бал-сюрприз. На него было приглашено около 100 человек. И началось все пристойно — с легкого ужина, после которого хозяйка позвала всех следовать за ней, и при входе в одну из зал гости прочитали: «Здесь даровой маскарад, и маскарадные одежды в кредит; по правую руку для дам, по левую для мужчин». Ничего не оставалось, как играть по правилам царицы: переодеваться в наряды другого пола, да еще и платить за них, причем по завышенной цене.

Пфандцельдт Лука Конрад. «Елизавета Петровна на коне»
Пфандцельдт Лука Конрад. «Елизавета Петровна на коне»

10 годовых оброков ради одного бала
Не только Елизавета требовала от придворных дам, чтобы они на каждый бал надевали новое платье. Фрейлина Анна Тютчева (дочь поэта) так вспоминала об Александре Федоровне, супруге Николая I: «она хотела, чтобы все женщины были красивы и нарядны, как она сама; чтобы на всех было золото, жемчуга, бриллианты, бархат и кружева. Она останавливала свой взгляд с удивлением и с наивным восхищением на красивом новом туалете и отвращала огорченные взоры от менее свежего, уже ношенного платья. А взгляд императрицы был законом, и женщины рядились, и мужчины разорялись, а иной раз крали, чтобы наряжать своих жен, а дети росли мало или плохо воспитанные, потому что родителям не хватало ни времени, ни денег на их воспитание».

Обычные вечерние платья, надев один-два раза, можно было перешить, сменить на них драпировку, сделать нарядом для выхода в гости, после чего, «выгуляв» еще пару раз, окончательно списать в сугубо домашнюю одежду. С бальным платьем этот фокус не проходил, так как в светлом, с открытыми плечами и декольте дамы не ходили в театры, по гостям и на прогулки. И приходилось покупать всё новые наряды.

Одна поездка на не самый рос­кошный бал в 1830‑е стоила порядка 130−150 рублей. В переводе на современные деньги — около 100 тысяч. Примерно половину этой суммы составляла стоимость платья. Остальное — головной убор к нему, укладка волос у хорошего мастера, наем экипажа, если не было своего, и прочие мелкие расходы. Для сравнения, крепостной в это время платил барину 5−15 рублей оброка в год. Так что не меньше 10 годовых оброков уходило на выезд одной дамы на бал. Если же бал давался у императора, в платье за 75 рублей на него идти было неприлично. Там ценник начинался от 500 рублей.
Автор Елена Ожегова

Материал из выпуска №63 журнала «Ваш тайный советник», тема номера — «Россия в моде»

Жизнь людей всегда связана с модой. Модой на одежду, на отдых, на определенные правила поведения. В моде могут быть целые страны. Что в разные эпохи было модно в России и что российское пользовалось успехом в мире? Как политика определяла стиль одежды? Насколько разорительными для мужей были выезды жен на балы? Как длина балетной пачки балерин влияла на популярность балета? Как модельер императрицы умерла от обиды? Как Пушкин проиграл в бильярд «Евгения Онегина»? Как Брежнев выпросил у президента США меховую куртку?
Об этом и многом другом читайте в 63-м номере исторического журнала «Ваш тайный советник» — «Россия в моде».

Подписывайтесь на нас!