Ваш тайный советник
Мы используем файлы cookie для того чтобы вам было приятнее находиться на нашем сайте
Понятно
Close
Добро пожаловать!
«Ваш тайный советник» запустил телеграмм-канал!
Многие тексты не повторяются.
Новым участникам подарок — возможность скачать свежий номер журнала в формате PDF
фильм "мама"

Рок-волк из соцблока

В советско-румынско-французском мюзикле «Мама» Гурченко снималась в гипсе, а Боярский — на каблуках.
Рок-волк
из соцблока
В советско-румынско-французском мюзикле «Мама» Гурченко снималась в гипсе, а Боярский — на каблуках
Историю про волка и семерых козлят в начале XIX века сочинили братья Гримм. Получив широкое распространение в России, она претерпела ряд сюжетных изменений и уже к середине века носила статус «русской народной сказки». Примерно в то же время классик румынской литературы Ион Крянгэ сделал свою оригинальную обработку сказки — «Коза с тремя козлятами». Так что в 1975 году советские и румынские кинематографисты, собираясь снимать музыкальный фильм «Мама», приняли компромиссное решение о среднем арифметическом — сценарий взялись писать в расчете на пятерых козлят. Третий участник проекта — французская киностудия «Ралюкс» — не возражал.

Выть по-английски проще, чем по-русски
Снимать фильм доверили румынскому режиссеру Элизабет Бостан, два последних фильма которой — музыкальные сказки «Вероника» и «Вероника возвращается» — собрали неплохую кассу в СССР. В сценаристы определили Василику Истрате (именно она писала сюжеты «Вероник») и поэта-песенника Юрия Энтина. К тому времени Юрий Сергеевич уже поднаторел в «козлиной» тематике — вместе с композитором Алексеем Рыбниковым они сочинили музыкальную сказку «Волк и семеро козлят на новый лад», по которой был поставлен популярный мультфильм.

По советским меркам кино задумывалось новаторское. Во-первых, мюзикл, да еще и с уклоном в «бродвейщину». А во-вторых, фильм снимался на трех языках и, соответственно, в трех немного разных версиях — русской, румынской и английской. Поговаривали, что Элизабет Бостон снимала «Маму» с прицелом на успех в западном прокате, а потому английская версия с оригинальным названием Rock'n'Roll Wolf («Рок-н-рольный Волк») получилась самая лучшая. Тогда как русская делалась по остаточному принципу, наспех, и оказалась слабее.

В фильме звучит около трех десятков музыкальных тем и песен. Половину написал румынский композитор Темистокле Попа, который был известен по другому советско-румынскому фильму — «Песни моря» (1971) с Натальей Фатеевой в главной роли (одна из прозвучавших в нем песен — «От зари до зари» на стихи Роберта Рождественского — стала хитом в СССР). Вторым композитором в «Маме» выступил француз Жерар Буржуа. Именно он написал самые запоминающиеся песни — «Мама! Мир подарила, жизнь подарила мне и тебе» и «Серый волк невинен, как дитя». К слову, в англоязычной версии артикуляция русских актеров совпадает с текстом, но лишь исполнивший роль Волка Михаил Боярский поет по-английски сам. Как он позднее вспоминал, «на английском выть было проще, но румыны нахреначили такое либретто, что мы за голову хватались».

Медведь на ногу наступил
В русском варианте маму-Козу зовут тетя Маша, а в западной — Рада. Соответственно, Волк по-русски — просто Серый, а в румынской и английской версиях его имя Тити Суру.

Изначально на эти две главные роли претендовали актеры-супруги Елена Санаева и Ролан Быков, только-только блеснувшие в дуэте лисы Алисы и кота Базилио в «Приключениях Буратино». Но им невольно подсуропил Юрий Энтин: в то время он дружил с Боярским, который вместе с Алисой Фрейндлих играл в постановке «Бременских музыкантов» в театре Ленсовета (он — Трубадур, она — Принцесса) и подсунул Элизабет Бостан фотографии ленинградцев. В результате Боярского сразу утвердили на Волка, а вот на Козу стали искать другую актрису. Вскоре выбор пал на Людмилу Гурченко: после успеха в «Карнавальной ночи» и неудачи в «Девушке с гитарой» она долго не снималась в музыкальных фильмах, а потому охотно согласилась на предложение. Согласилась на свою беду: во время съемок эпизодов на катке всемирно известный клоун Олег Попов, игравший роль Медведя, неожиданно рухнул на Гурченко и сломал ей ногу, размозжив лодыжку на восемнадцать осколков.

Вспоминает бывший супруг Гурченко, музыкант Константин Купервейс: «Кость врачи собрали, скрепив осколки килограммом железок, ногу от кончиков пальцев до паха заковали в гипс… Спустя неделю в ЦИТО зачастили парламентарии от съемочной группы. Предстояли натурные съемки в Румынии, каждый день простоя оборачивался большими убытками. Режиссеру предложили поискать исполнительнице главной роли замену, но она отрезала: „Или Гурченко, или я ухожу из проекта!“. Поначалу оперировавший Люсю профессор о зарубежной командировке и слышать не хотел, но потом смилостивился: „Хорошо, отпущу. Но только при условии, что с Людмилой поедет Костя“. В некоторых кадрах фильма „Мама“ внимательный зритель наверняка заметит мужские руки на талии главной героини — мои руки. Стоять подолгу на одной ноге Люся не выдерживала, и я, присев сзади на корточки, держал ее, пока снимался эпизод».

Румынскую съемку Гурченко отработала в гипсе, поэтому камера почти все время снимала ее выше пояса, а вот ногами актрисы пришлось поработать… местной журналистке. Вспоминает Юрий Энтин: «К Гурченко пришла пообщаться журналистка. Вдруг актриса заметила, что у них очень похожи… ноги. Танцы мамы-Козы предложили исполнить журналистке. И когда Гурченко спустя время вышла из больницы, снимали ее верхнюю часть и комбинировали с ногами журналистки. Люся героически доснялась в картине. Я навещал ее в больнице. Она мужественно разрабатывала ногу, а когда вышла, сразу села за руль автомобиля. Я ею восторгался. Какой характер!»

Характер и в самом деле оказался боевым. Следом за фильмом «Мама» на советские телеэкраны вышел музыкально-танцевальный «Бенефис Людмилы Гурченко». Глядя на любимую актрису, никто из зрителей и думать не думал, что еще полтора года назад врачи оценивали ее шансы на восстановление как минимальные и всерьез готовили Гурченко к инвалидности.

Звездная Лулу


В роли старшей Козочки снялась румынка Лулу Михаеску — героиня сказочной кинодилогии Элизабеты Бостан про девочку Веронику. Повзрослев, профессиональной актрисой Лулу не стала — некоторое время работала клавишником в румынском ансамбле, а впоследствии перебралась в Канаду. Сейчас она преподает в Ванкувере игру на фортепиано.

В роли старшей Козочки снялась румынка Лулу Михаеску

Крамаров оставил детей без Мамы
Проект затевался как международный, так что руководство советского кинематографа держало съемочный процесс под строгим контролем. Сил и средств не жалели, по первому требованию киношников предоставляли все самое первоклассное: в сценах на катке снимались артисты популярных за рубежом Московского государственного балета на льду и Московского цирка на льду; постановкой танцевальных номеров занимался модный балетмейстер Валентин Манохин (он же исполнил в фильме роль Рыси); в ряде эпизодов снялись артисты балета Большого театра СССР, включая звезд мирового уровня — Екатерину Максимову и Александра Богатырева. Для кассового успеха на внутреннем рынке в озвучке вокальных партий, помимо Гурченко и Боярского, были задействованы Валентина Толкунова, Елена Камбурова, Владимир Качан, Клара Румянова, а в качестве актера второго плана привлечен популярный комедийный артист Савелий Крамаров — на роль Волчонка его утвердили помимо желания, в приказном порядке. «Дети постоянно пищали, визжали, болели, носились, хватали себя за хвосты и уши. — впоследствии делился воспоминаниями о съемках в „Маме“ Михаил Боярский. — А Крамаров то и дело посылал проклятия на всю эту наряженную живность».

Участие Крамарова в будущем негативно сказалось на телевизионной судьбе фильма. Советская премьера «Мамы» состоялась в октябре 1977 года (в том же году картина получила спецприз жюри «Серебряный кубок» на XXIX международном кинофестивале для детей и юношества в Венеции), а по Центральному телевидению ее впервые показали сразу после Олимпиады, в августе 1980-го. Год спустя Крамаров эмигрировал из Союза, после чего на демонстрацию лент с его участием (как в кинотеатрах, так и на ТВ) был наложен негласный запрет. Исключение не было сделано даже для абсолютно невинного, горячо любимого советской детворой фильма «Мама».
Фильм "Мама"
После того как Крамаров эмигрировал, фильм на несколько лет запретили
Волк едва не бросил курить

Рассказывает Михаил Боярский: «…Сложными были постановочные сцены с танцами: мне выдали ботинки на каблуках в четырнадцать сантиметров, в которых ходить-то было сложно, не то что плясать. Да еще у меня постоянно была во рту трубка. Она плохо раскуривалась, табак был чудовищный, оставалась горечь — если бы работа продолжилась, я бы, наверное, навсегда бросил курить.

Не представляю, как женщины носят колготки, это мука. Мой костюм в „Маме“, по сути, и есть колготки, застегивающиеся на шее. Процесс избавления организма от выпитой жидкости был мучением: мне приходилось снимать с себя этот презерватив, включая ботинки. Плавки были очень тугими, чтобы ничего не торчало на экране, — фильм-то детский. Костюм был синтетическим, отчего у меня пошли красные пятна по всему телу» (цит. по: СПб.Собака.ru).

Михаил Боярский о фильме "МАМА"

Ирония судьбы по-норвежски
Былое табу на демонстрацию фильма давно снято, его по сей день регулярно демонстрируют на российском телевидении. И — не только на российском. Так сложилось, что «Мама» приобрела необычайную популярность в… Норвегии. Вплоть до того, что по просьбам зрителей начиная с 2003 года гостелевидение Норвегии регулярно показывает «Маму» накануне Рождества. Таким образом, для многих норвежцев этот детский фильм стал неотъемлемой частью новогоднего праздника, своеобразным аналогом нашей «Иронии судьбы». А в октябре 2011 года на сцене Национального театра Осло состоялась премьера мюзикла Rockeulven («Рок-волк»; в шутливо-обиходном — «Волк из соцблока»), который почти полностью повторяет сюжет «Мамы», а главные роли исполняют артисты, максимально похожие на Гурченко и Боярского.
Автор Игорь ШУШАРИН

Подписывайтесь на нас!