Вы не поверите, но в Петербурге скромно живет английский классик. Его зовут Роман Писарев. Не слыхали? А в Британии он входит в число лучших художников-иллюстраторов ХХ века. Читайте новый лонгрид на Фонтанке.ру!
Close
Ваш тайный советник
Мы используем файлы cookie для того чтобы вам было приятнее находиться на нашем сайте
Понятно
Close

Деньги, которые так и не вышли в свет

«Деньги, которых не было» — так называется уникальная выставка, открывшаяся в петербургском Музее истории денег Гознака. На ней представлены банкноты, которые по разным причинам так и не увидели свет.
Самые первые деньги, выпущенные Екатериной II в XVIII веке, были примитивны и легко подделывались. Особенно актуальной эта проблема стала во время войны 1812 года, когда Наполеон наводнил в Россию поддельными ассигнациями. Планы замены денег вынашивались еще Павлом I. Но их все время отодвигали войны и политические пертурбации. До новых ассигнаций руки у властей дошли лишь в 1818 году.

Эту ассигнацию 1769 года легко подделывали с помощью чернил — переправляли 25 на 75 рублей:
25 рублей 1769 года
Во второй половине 1850-х началась разработка новейших по тем временам денег с использованием металлографской печати — технологии переноса краски на бумагу под давлением со стальной доски. На сегодняшних российских купюрах можно видеть достопримечательности нескольких городов. Эта традиция восходит к той первой металлографской серии 1860 года, которую еще называют «этнографической». Тогда помимо видов Москвы и Петербурга на новых деньгах планировали разместить виды двух других городов Российской империи — Гельсингфорса (Хельсинки) и Варшавы. А также портреты представителей разных губерний — бояр, крестьянок, моряков и т. д. Сам же номинал указывался на «главных» языках империи — русском, немецком, шведском, финском, татарском, грузинском (этот принцип денежного интернационализма снова вернется при советской власти).

Деньги «этнографической серии», от которых решили отказаться:
Деньги «этнографической серии» должны были выпускаться в сотрудничестве с американцами, однако корабль, доставлявший из США готовые стальные доски для оттисков, затонул. Пока их восстанавливали, идея отпала. Вместо видов городов и абстрактных россиян на деньги решили поместить вполне конкретных правителей — Екатерину II, Петра I, Дмитрия Донского, Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.

Вместо простых тружеников на деньги поместили правителей:
В начале 1890-х годов при министре финансов Сергее Витте началась подготовка к реформе, согласно которой бумажные деньги должны были получить обеспечение золотом. Это потребовало выпуска хорошо защищенных от подделок купюр. Деньги новой, так называемой «императорской серии» (с портретами царей) отличались особо сложными рисунками с большим количеством мелких деталей, которые преступникам в кустарных условиях было бы невозможно подделать. Но художники перестарались. Чтобы повторить за ними на стальной доске мельчайшие детали узоров, граверам требовался не один год работы. В итоге тратить такие усилия на мелкие купюры (1, 3, 5, 10 рублей) оказалось нерентабельно. И они были выпущены в более простом исполнении.

Сложные купюры «императорской серии» заменили простыми. Сравните:
А из сложных купюр «императорской серии» удалось довести до выпуска (только в 1911—1913 годах) лишь две номиналом в 100 и 500 рублей — с Екатериной II и Петром I, соответственно. В народе их прозвали «Катенькой» и «Петенькой». Они считаются наивысшим достижением дореволюционного банкнотного искусства.

«Катенька» и «Петенька» — шедевры дореволюционного банкнотного искусства:

«Петенька» — нереализованный сторублевый вариант:
«Петенька» - сторублевый вариант
Интересно, что в 1890-е годы был создан эскиз мелкой трехрублевой банкноты, которая содержала специальный оформительский элемент для неграмотных — три черных точки. Его автором был выдающийся скульптор Михаил Микешин.

Три черные точки — подсказка неграмотным
В 1912—1914 годах проектировались 5-рублевые банкноты с двуглавыми орлами и новый «вертикальный» рубль в стиле модерн. Но они так и не были введены в оборот — помешали Первая мировая война и начавшаяся революция.
Государственный кредитный билет 1 рубль

Последний эскиз банкноты в царской России (конец 1916 года):
1 рубль 1917 года
Вскоре после революции, в 1918 году новые власти собирались выпустить деньги с Карлом Марксом. Но опять-таки из-за их сложности (только на изготовление портрета при ежедневном 12-часовом рабочем дне у гравера ушло 4 месяца) осуществить задуманное не удалось.
деньги с Карлом Марксом
невыпущенные 500 рублей купюра
По той же причине лишь в проекте остались оригинальные банкноты, выполненные в стиле авангардизма, демонстрировавшиеся в 1925 году на Всемирной Парижской выставке.
В начале 1920-х годов в советской России задумали ввести в оборот твердые деньги — советский червонец, обеспеченный золотом и приравненный по его содержанию к 10 дореволюционным рублям. Чтобы повысить доверие к червонцу во всем мире, его решили сделать непохожим на другие ходовые советские деньги. Не аляповатым, а строгим, напоминавшим документ. Купюра копировала английский фунт стерлингов — самую надежную валюту тех лет. Но вместо Вестминстерского дворца на пробных оттисках появился Московский Кремль. Однако купюра не пошла в серию. Лишь в 1947 году, Кремль, наконец, появится на 100-рублевой банкноте, причем с гравюры счистят «лишние» здания, которые к тому времени были снесены.

Сам «золотой червонец», кстати, долго не продержался. Уже в 1926 году он перестал котироваться на зарубежных биржах, и был запрещен к вывозу из СССР. Следовательно, отпала и необходимость выделять его из ряда прочих советских банкнот и копировать фунт.
В середине 1930-х годов в СССР начали работу над новой серией денег, которую тоже можно считать продолжением так и нереализованной «этнографической серии» 1860 года. Только вместо представителей российских губерний на купюрах красовались новые образы советской страны. Среди них был проведен своеобразный кастинг. В итоге под влиянием актуальных событий вместо женщины появился парашютист (как символ необходимости военной подготовки в ситуации ухудшающегося международного положения), вместо абстрактного рабочего — шахтер (как символ стахановского движения), а образ красноармейца пришлось менять 6 раз из-за постоянных изменений в обмундировании реальных солдат Красной армии.

Советскую женщину заменили на парашютиста:

Образ красноармейца пришлось менять 6 раз из-за постоянных изменений в обмундировании:
невыпущенные купюры 3 рубля 1938 года с красноармейцем
Вносились и другие насущные коррективы. Пришлось отменить выпуск банкнот с подписями наркома финансов Гринько и председателя правления госбанка Кругликова. Из-за того, что тот и другой оказались «врагами народа» и были репрессированы.
невыпущенные купюры 5 рублей с Лениным с подписью председателя правления госбанка Кругликова
невыпущенные купюры 5 рублей с подписью наркома финансов Гринько
В 1942 году к 25-летию Октября планировалось выпустить деньги с героями революции Свердловым, Кировым, Дзержинским, Фрунзе…
В 1942 году к 25-летию Октября планировалось выпустить деньги с героями революции Свердловым, Кировым, Дзержинским, Фрунзе...
Но серию отменили из-за начавшейся Великой Отечественной войны. Вместо революционеров решили поместить на мелкие банкноты летчика, танкиста и моряка, а на крупные — полководцев Дмитрия Донского, Александра Невского, Суворова, Кутузова и фрагменты их главных военных деяний. Интересно, что Ленин перекочевал из рядов «денежных» революционеров в ряды «денежных» полководцев. А в качестве «сражения» для него был выбран штурм Зимнего дворца. Впрочем, и эта серия не состоялась.

Ленин-полководец:
А вот Сталин не разрешал помещать на деньги свое изображение. Только после его смерти замышлялись банкноты с двойным портретом Ленина-Сталина.
невыпущенная купюра 100 рублей с Лениным и Сталиным

До 1947 года деньги считались в червонцах. Пробные оттиски с правками Сталина, отменяющие это правило:
Сегодня в ходу «городская серия», разработанная в 1990-е годы. Параллельно с ней проектировалась и «портретная серия» с изображениями выдающихся личностей российской истории. Если бы предпочтение было отдано ей, то мы имели бы сегодня такие деньги:
невыпущенные купюры "городская серия", разработанная в 1990-е годы
невыпущенные купюры "городская серия", разработанная в 1990-е годы
невыпущенные купюры "городская серия", разработанная в 1990-е годы
Впрочем, и у «городской серии» мог быть иной облик, потому что наряду с ныне привычными изображениями Красноярска, Петербурга, Москвы, Архангельска, Ярославля, Хабаровска и Севастополя предлагались и другие виды этих городов. И даже другие города. Например, на тысячерублевке могли появиться Суздаль или Владимир.
Оформительский курьез
Наполеон — лицо России

Известный художник банкнот Адольф Шарлемань в 1880-е годы создал эскиз 1000-рублевой банкноты, где в женский образ России почему-то вставил лицо Наполеона. Сразу приходит на ум шутка скульптора Клодта, по легенде поместившего именно лицо французского императора между ног одного из коней Аничкова моста. Но если Клодт мог не любить Наполеона (его отец воевал против Бонапарта в 1812 году), то мотивы, двигавшие Шарлеманем, остались неизвестны.
невыпущенные русские купюры 1887 года с Наполеоном
Автор Владлен ЧЕРТИНОВ
Верстка Геннадий Чертинов

При подготовке статьи использованы информационные материалы выставки «Деньги, которых не было». Иллюстрации предоставлены АО «Гознак».