«Вчера по постановлению ВЧК расстреляна стрелявшая в тов.
Ленина правая эсерка Фанни Ройд (она же Каплан)" — сообщили 4 сентября 1918 года «Известия». Приговор был приведен в исполнение в Кремле через четыре дня после покушения. Тело Фанни положили в бочку из-под смолы, облили бензином и сожгли.
Тут же появилась альтернативная версия событий. Расползлись слухи, будто Ленин велел не убивать Фанни, чтобы она своими глазами увидела, как будет процветать после революции страна.

В 1920—1940‑е годы ее «встречали» то на Соловках, то в Верхнеуральской или Свердловской тюрьмах. Те, кому повезло оттуда выбраться, рассказывали, будто похожая женщина мелькала в коридорах или на прогулках. По словам прокурора Челябинской области, Каплан содержалась в лучшей, самой просторной одиночной камере в Верхнеуральске. Cам он ее не застал, но вот его подчиненные, служившие там до него, рассказывали ему про Каплан.
Путаницы добавляли многочисленные имена и фамилии эсерки. Она была известна как Фанни, Фаня, Дора, Фейга, по отчеству — как Ефимовна, Хаимовна, Файвеловна, по фамилии — как Каплан, Ройд, Ройтблат и Ройдман. Это давало поводы принять за нее разных заключенных со схожими именами. Даже про опальную жену Молотова Полину Жемчужину в Минусинской тюрьме тоже думали, что она та самая Каплан. Что-то схожее во внешности у них было.

По легенде, в 1945‑м после Победы еще живую Фанни выпустили на свободу. Она прожила, никому не признаваясь, чуть больше года и умерла в 1947‑м. Этот миф оказался весьма устойчивым, даже несмотря на бесспорные исторические свидетельства, подтверждающие скорую гибель Каплан после покушения на Ильича. Но порой и в наши дни можно найти «историков», уверенных в долгой жизни Фанни.
Интересный факт
Вредные забавы
Традиционно на Руси, а потом и в Российской империи с Масленицы до Троицы проводились кулачные бои.Самые масштабные поединки — деревня на деревню или слобода на слободу — приходились на праздники. Сначала дрались мальчишки, потом юноши, затем «поразмяться» выходили мужики.
Эта традиция насчитывала с десяток веков. Но в 1832 году Николай I издал указ, полностью запретивший кулачные бои в стране «как забавы вредныя». Считается, что самодержец боялся переворотов и бунтов, а потому решил свернуть и это мало контролируемое действо.
Впрочем, не он первый. Еще в 1274‑м эти бои пытался запретить митрополит Кирилл. После этого аналогичные царские указы выходили в XVII веке и при Екатерине II. Но только все зря. Схватки утихали лишь на время, а затем возобновлялись с той же силой и интересом.
Так же получилось и после указа Николая I. Окончательно кулачные бои ушли из народной культуры только после революции. И тут уж не потребовалось никаких распоряжений. Их просто объявили пережитком царских времен. Да и сам простой люд был занят другими проблемами — в стране началась настоящая Гражданская война, а не потешная.
