Top.Mail.Ru
Тайны пищевой промышленности Ленинграда. Чем отличались продукты советского времени от сегодняшних.
Как ленинградцы питались в «годы застоя» и почему петербуржцы смогли выжить в «лихие 90-е». Читайте новый лонгрид нашего автора!
Close
Мы используем файлы cookie для того чтобы вам было приятнее находиться на нашем сайте
Понятно
Close
Ваш тайный советник
История запретов и заблуждений

Свинцовые карандаши без свинца

Старейший карандаш в мире
Старейший карандаш в мире, дошедший до наших дней, был найден во время реконструкции дома 1630 года постройки. Видимо, плотник случайно оставил его после работы, и карандаш нашли только три столетия спустя. Он сделан из липовых палочек, с двух сторон приклеенных к небольшой пластине чистого графита.
Фото: FABER-CASTELL GmbH & Co.



Привычные графитовые карандаши появились в XVI веке. Но долгие годы их упорно называли свинцовыми, хотя ни тогда, ни сейчас они не содержат ни грамма этого металла. А история заблуждения такова.

Однажды по английской местности Камберленд прошла сильная буря. Ветром выворотило старые деревья. И под их корнями местные жители обнаружили странное вещество. Сначала поду­мали, что это уголь, но он не горел. По цвету же вещество напоминало свинец. Однако и на изготовление пуль оно тоже совершенно не годилось. Ища ему применение, люди заметили, что оно оставляет хорошо заметный след на разных материалах. Это и был графит.

Графит карандаш грифель
В природе графит выглядит как черное вещество с тусклым блеском.

Его стали использовать для рисования и письма. Довольно быстро художники научились изготавливать из материала тонкие палочки и заострять их. Оставалась одна проблема — эти стержни пачкали руки. И тогда их стали обматывать бумагой, бечевкой или зажимать между плоскими деревянными палочками. В XVII веке карандаши приобрели современную форму. В состав стержней, кроме графита, стали входить сера, сурьма, смолы и глина. И никакого свинца. Несмотря на это, палочки для рисования все равно называли свинцовыми. В 1565 году швейцарский путешественник даже написал, что в деревянной оболочке прячется сам свинец. Возможно, виной был цвет графита. Или же воспоминание о свинцовых палочках, которыми c XII века наравне с серебряными пользовались художники для своих набросков (след от них был видимым, но не ярким). Такие приспособления применяют и некоторые современные живописцы, но эти палочки никак не назовешь карандашами.