Top.Mail.Ru
Ваш тайный советник
Мы используем файлы cookie для того чтобы вам было приятнее находиться на нашем сайте
Понятно
Close
фильм "На всю оставшуюся жизнь", обложка
фильм "На всю оставшуюся жизнь", обложка

Эшелон качали на руках

Мать написала повесть, сын — сценарий
Эшелон качали на руках
Мать написала повесть, сын — сценарий
Четырехсерийная лента «На всю оставшуюся жизнь» должна была получить главный приз Всесоюзного фестиваля телефильмов в Тбилиси. Но — не получила. Жюри решило, что в ней слишком мало оптимизма.

Ремейк по-советски
В 1944 году эвакуировавшаяся в Пермь 39‑летняя ленинградская журналистка Вера Панова получила редакционное задание — совершить несколько рейсов в санитарном эшелоне, чтобы затем подготовить серию очерков о работе военных медиков. Так под стук колес родились первые наброски к вышедшей два года спустя повести «Спутники». По фронтовым дорогам колесит санитарный эшелон. За окнами вагонов — война и смерть, а здесь, внутри, доктора и медсестры — эти, по определению главного героя, «ангелы милосердия» — делают все возможное, чтобы смерть отступила…

«Спутники» пользовались невероятным читательским успехом, сопоставимым разве что с триумфом опубликованной в том же году повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда».
К 20‑летию Победы за экранизацию «Спутников» взялся молодой режиссер Искандер Хамраев. И хотя в его фильме «Поезд милосердия» засветились такие первоклассные актеры, как Валентин Зубков, Жанна Прохоренко, Евгений Лебедев, Павел Луспекаев, ныне эта лента основательно забыта и почти не демонстрируется по телевидению.

Минуло десятилетие. Страна готовилась отмечать очередной победный юбилей, и нескольким киностудиям страны спустили план — подготовить достойные картины о войне. На «Лентеле­филь­ме» решили вновь обратиться к «Спутникам» Веры Пановой (незадолго до того, в марте 1973 года, писательница ушла из жизни), поскольку в формате многосерийного телевизионного фильма эту историю можно было подать и полнее, и глубже. Поначалу идея была воспринята в штыки: зачем снимать очередную экранизацию, когда имеется огромное количество еще не охваченной киношниками военной прозы? По легенде, положение спас ленинградский радиожурналист Лев Мархасёв (1929−2011), который в ходе обсуждения вы­двинул убийственный аргумент: «Козинцевский „Гамлет“ — четырнадцатая экранизация шекспировской трагедии. И стала одной из лучших. А какими будут вторые „Спутники“ — время покажет». Так или иначе, но добро на создание фильма было получено, а Льва Мархасёва ввели в состав съемочной группы на правах редактора.

Роль и песня для Золушки
Писать сценарий доверили Борису Вахтину. Будучи по специальности востоковедом-китаистом, кандидат филологических наук Вахтин к тому времени уже имел опыт работы в кино — адаптировал в сценарий повесть Валентины Осеевой «Динка» («Найди меня, Лёня!», 1971). Но в данном случае гораздо важнее, что он был… сыном Веры Пановой от первого брака. Его отца — журналиста, спецкора «Комсомолки» в Ростове-на-Дону, арестовали в 1935‑м и три года спустя расстреляли. Вахтин был очень дружен с матерью, историю создания «Спутников» знал до мельчайших подробностей, а сам текст — почти наизусть.

Отчасти с подачи Вахтина режиссером картины назначили его хорошего знакомого — режиссера ленинградского Театра комедии Петра Фоменко. Эти двое друзей написали текст будущей песни, последняя строчка припева из которой дала название фильму.

Сестра, ты помнишь, как из боя
Меня ты вынесла в санбат?
Остались живы мы с тобою
В тот раз, товарищ мой и брат.
На всю оставшуюся жизнь
Нам хватит подвигов и славы,
Победы над врагом кровавым
На всю оставшуюся жизнь…
На всю оставшуюся жизнь.


Последние сорок лет песня, музыку к которой сочинил композитор Вениамин Баснер, по праву входит в обойму лучших песен о Великой Отечественной войне. Впрочем, при сдаче картины сверх­бдительный ленинградский киночиновник сумел углядеть крамолу и в ней. Мол, в песне есть строчка «на всю оставшуюся жизнь / нам хватит гоpя и печали», от которой так и веет пессимизмом, и нет ли здесь намека на безрадостную советскую действительность?
В фильме песня звучит закадрово, в исполнении самого Фоменко и молодой ленинградской певицы Таисии Калинченко, сыгравшей одну из главных ролей. Для нее это был дебют в кино, сложившийся по чистой случайности. Режиссер Фоменко увидел по телевизору концерт с участием Калинченко (к слову, первой исполнительницы мега-хита «Золушка», с которым потом прославилась Людмила Сенчина) и решил, что роль медсестры Лены Огородниковой должна сыграть именно она.

Фоменко зажигает кинозвезды
По сценарию начальник эшелона доктор Белов — эдакий почтенный старик, лет семидесяти. Но режиссер упорно не хотел брать на эту роль актера преклонного возраста, дабы избежать натурализма. В конце концов Фоменко сделал выбор в пользу 38‑летнего Эрнста Романова, к тому времени снимавшегося лишь во второстепенных ролях и эпизодах. Внешний облик Романову подбирали мучительно долго — в итоге актеру пришлось сбрить волосы, приклеить бородку клинышком и покраситься в желтый цвет, который в черно-белом формате фильма читался как седина. «Борода, усы, военный костюм на два размера больше, который болтался на мне, как на вешалке, — вспоминал много лет спустя Эрнст Романов, — все эти внешние выразители создавали впечатление не слишком ладного, уже пожившего чело­века».
Роль Лены Огородниковой стала дебютом в кино популярной ленинградской певицы Таисии Калинченко. В настоящее время Таисия Семеновна служит на кафедре вокала и музыкального воспитания Российского государственного института сценических искусств.
Роль Лены Огородниковой стала дебютом в кино популярной ленинградской певицы Таисии Калинченко. В настоящее время Таисия Семеновна служит на кафедре вокала и музыкального воспитания Российского государственного института сценических искусств.
Правой рукой доктора Белова выступает комиссар Иван Данилов, роль которого стала звездным часом для актера Алексея Эйбоженко. Вспоминает редактор кинокартины Лев Мархасёв: «Самым большим, „миллионным“ выигрышем фильма стало появление в роли комиссара Данилова Алексея Эйбо­женко. Так угадать в этом нервном, трепетном, ранимом актере, совсем негероической внешности, небольшого роста, с тонким лицом настоящего Человека, оставшегося и на войне Человеком с большой буквы, с талантом сострадать и быть милосердным. А ведь Данилов — комиссар, в тогдашней традиции соцреализма — герой без страха и упрека, коммунист из стали, закаленной еще в горниле Павки Корчагина. Но такое слово, „коммунист“, если я не ошибаюсь, вообще не произносится в фильме. И это в 1975 году!»
Для актера Алексея Эйбоженко  роль Ивана Данилова  стала  звездным часом.
Для актера Алексея Эйбоженко роль Ивана Данилова стала звездным часом.
После роли комиссара Данилова Эйбоженко буквально завалили предложениями сниматься в военных и приключенческих картинах. К сожалению, этот замечательный актер очень рано ушел из жизни — он скончался в 1980 году, в возрасте 46 лет от, как бы теперь сказали, «заурядной» гипертонии.
 Любовь Аринина на кастинге расплакалась.
Любовь Аринина на кастинге расплакалась.
Еще одна яркая, запоминающаяся работа в фильме — это Любовь Аринина, сыгравшая старшую медсестру Юлию Дмитриевну. Изначально на роль планировалась всенародно любимая Лидия Сухаревская, но по каким-то причинам она не смогла принять участие в съемках. И тогда супруга Петра Фоменко посоветовала мужу обратить внимание на Аринину.
«Я пришла на встречу с Фомен­ко. — вспоминала Людмила Ми­хайловна. — Он проиграл мне последнюю сцену в поезде — „деление продуктов“. Да так!.. Он плачет, я плачу… „Я вас беру, Люда“, — сказал он мне».
Классик военной песни

Популярный советский композитор, народный артист РСФСР Вениамин Ефимович Баснер (1925−1996) написал музыку более чем к сотне кино- и телефильмов. И так уж сложилось, что наибольшую известность, равно как любовь слушателей ему принесли произведения на военную тему: «С чего начинается Родина», «Махнем не глядя» (обе — из к/ф «Щит и меч»), «На безымянной высоте» («Тишина»), «Ленинградский метроном» («Блокада»), «Как, скажи, тебя зовут» («Фронт за линией фронта»), «Березовый сок» («Мировой парень»).

Вениамин Баснер
Вениамин Баснер

Негромкая война
«На всю оставшуюся жизнь» — фильм о другой стороне войны. Будничной, негромкой, лишенной даже намека на пафос. Войны как таковой в фильме нет (она присутствует лишь в небольшом количестве флешбэков), а большая часть действия происходит в вагонах эшелона, в статичных, близких к театральным декорациям. И с этих позиций утверждение на картину именно театрального режиссера оказалось исключительно верным решением. В телефильм «На всю оставшуюся жизнь» Петр Фоменко перенес из театра свой фирменный,
узнаваемый режиссерский почерк.

«Казалось бы, почти вся серия — о лежачих людях и их обы­денных разговорах и жалобах — сделана наперекор всем законам кино, — писал Лев Мархасёв. — Но мастерство режиссера столь возвышенно и гуманистично, так остро проникнуто сочувствием к чужой беде и боли, что боль становится своей. Актеры играют так искренне и взволнованно, что актерская игра перестает быть игрой. Оператор так выразительно снял портреты, крупные планы, а другими средствами режиссер почти и не пользуется, что, опять же, за каждым взглядом, движением головы или даже губ, за каждым скупым, подчас единственным словом встают биография, судьба, трагедия человека и страны».
Основные съемки проходили в Ленинградской области, под Лугой. Здесь съемочной бригаде предоставили подлинный поезд военных времен, стоявший на запасных путях на случай неких чрезвычайных обстоятельств, но со временем превратившийся чуть ли не в общежитие. Поезд постоянно гоняли туда-сюда, а когда сюжетное действие происходило ночью, окна занавешивали, и рабочие раскачивали вагон, чтобы создать иллюзию движения. «Жили мы под Лугой: кто в гостинице, кто в частном секторе, — вспоминал Эрнст Романов. — Рядом лес, черника, грибы. И от фильма у меня в памяти осталось ощущение прекрасного лета: мы были молоды, приходили на работу, играли свои роли, ходили в лес по ягоды. Интересно, что в самом фильме всё другое: там война, тревога, горе…»
Большие актеры в маленьких ролях

В фильме «На всю оставшуюся жизнь» много ярких, запоминающихся персонажей второго плана, которых сыграли звезды советского кино: Валерий Золотухин (поющий в поезде для раненых Саша), Валентин Гафт (парализованный младший лейтенант Крамин), Маргарита Терехова (безногая женщина, родившая малыша в поезде), а еще Нина Ургант, Глеб Стриженов, Майя Булгакова, Георгий Штиль и другие.

Валентин Гафт в роли парализованного младшего лейтенанта
Валентин Гафт в роли парализованного младшего лейтенанта
Телефильм «На всю оставшуюся жизнь» начинается эпизодом-прологом, который ближе
к финалу последней, четвертой серии повторяется. Это бесконечно усталое лицо комиссара Данилова и навсегда врезающиеся в зрительскую память, эмоциональные — до дрожи, до слезы — его слова: «Тяжелое было время! Святое было время! Для всех нас, в нашем поезде… Так пусть же, дорогие мои, наш поезд всегда будет для нас мерилом доброты, правды, честного служения Родине. Честного! На всю оставшуюся нашу жизнь!».
Первый показ фильма состо­-ялся в 1975 году по Централь­ному телевидению. Премьера обернулась триумфом, и это был достаточно редкий по тем временам случай, когда и зрители (включая ветеранов), и критика оказались удивительно едино­душны.
Сбывшееся пророчество

В 1976 году мини-сериал «На всю оставшуюся жизнь» выдвинули на конкурс Всесоюзного фестиваля телефильмов в Тбилиси, где, по всем раскладам, он должен был взять главный приз. В итоге — взял, но не главный. Со слов режиссера Петра Фоменко, кто-то в жюри решил: «Слишком много страданий. Для главного приза нужно больше оптимизма». Так сбылись мрачные опасения тогдашнего руководителя «Лентелефильма» тов. Филиппова. Который в день ленинградской сдачи картины пророчески изрек: «Мы идем вразрез с известным постановлением ЦК праздновать день победы, как День Победы, без лишних слез и стонов, жизнерадостно и оптимистично».
Автор Игорь ШУШАРИН

Приобретайте подборку из рубрики «знаменитый фильм»

Любой известный фильм хорош не только сюжетом, режиссурой и актерской игрой. Но еще и тем, что осталось за кадром. А подробности съемок подчас бывают не менее увлекательны, чем сама кинолента. Взгляните по-новому на создание киношедевров вместе с «Вашим тайным советником"

Подписывайтесь на нас!