Top.Mail.Ru
Ваш тайный советник
Мы используем файлы cookie для того чтобы вам было приятнее находиться на нашем сайте
Понятно
Close

Как наказывали детей в дореволюционной школе

Розги, карцер, отрезание волос и другие учебные программы

Сечение розгами
Самое распространенное наказание в дореволюционной России. Оно использовалось практически повсеместно и могло быть назначено за любую провинность: низкую успеваемость, незнание заданного урока, плохое поведение, леность, грубость по отношению к учителям и ученикам, курение. Формально порка применялась только в младших классах, однако по факту этому наказанию подвергали и старшеклассников.
При Александре I розги в дворянских учебных заведениях были отменены, но Николай I вернул все на круги своя. Возможно, принимая такое решение, император исходил из личного опыта. В его воспоминаниях читаем: «В учении видел я одно принуждение и учился без охоты. Меня часто, и я думаю не без причины, обвиняли в лености и рассеянности, и нередко гр. Ламсдорф меня наказывал тростником весьма больно среди самых уроков».
В 1864 году Указом императора Александра II телесные наказания в школах запрещались.
Розги — длинные гибкие прутья кустарни­ковых растений, используемые для телесных наказаний
Розги — длинные гибкие прутья кустарни­ковых растений, используемые для телесных наказаний

Стояние на коленях
Стояние на коленях с двумя толстыми книгами в поднятых руках было альтернативой порке. Могло длиться до двух часов, переносилось менее болезненно, чем розги, но приводило к повреждению мениска коленного сустава. Если удавалось, учащиеся вкладывали в брюки платки, которые всегда имели наготове.
Подобный вид наказания был применим и к девочкам.
Ученица церковно-приходской школы Ярославской губернии Евдокия Комарова оставила воспоминания: «А всего тяжелей было изучать Закон Божий, который насаждал священник. …Не раз меня ставили на колени на шишки, но все равно я его не учила…»
Чаще, чем на шишки, учеников ставили на горох. Использовали также гречку и соль.

Удары линейкой по ладоням
Наказание проводилось прямо в классе, часто во время урока, если ученик оказывался невнимательным или плохо усваивал материал. Количество ударов определял учитель. Он же лично и наказывал ученика.
Помимо этого, в арсенале у педагогов были и другие методы: пощечины и затрещины, которые раздавались без ограничений, и волосодрание. От последнего особенно страдали девочки. Известен случай: старшая учительница, рассердившись на девочку десяти лет, схватила ее за косу, протащила через весь класс в коридор и там отрезала ей косу.
Складная дюймовая линейка
Складная дюймовая линейка

Карцер
Вот как описывает его Михаил Салтыков‑Щедрин: «…помещение занимало темную и крохотную трехугольную впадину в капитальной стене; на полу этой впадины был брошен набитый соломой тюфяк, около которого была поставлена деревянная табуретка. Двигаться по этой конуре было невозможно, да, по-видимому, и не полагалось нужным… Вот в эту вонючую дыру и заключали преступного школяра, причем не давали ему свечи, а вместо пищи назначали в день три куска черного хлеба и воды a discretion (фр. сколько угодно)».
Наказания девочек

В женских гимназиях, как правило, «физическое воздействие» не допускалось. Провинившихся переводили за «черный» стол в столовой, за которым принимали пищу стоя, или заставляли надеть особый передник, что считалось высшей мерой наказания.
Главным же способом вразумления нарушительниц порядка служило «престыжение», дабы «стыд одной служил… к воздержанию других…»
Гимназисткам в наказание могли отрезать косу
Гимназисткам в наказание могли отрезать косу

Материал из выпуска № 12 журнала «Ваш тайный советник», тема номера — «Школьный Петербург»

История российской школы. Иван Бецкой — настоящий отец Екатерины II? Чему учили гимназистов. Эпидемия детских самоубийств начала ХХ века. Как наказывали в дореволюционной школе. Чему учили в дворянских семьях. Секретная кухня Елены Молоховец. Надежда Крупская — женщина вождя и создательница пионерии. Воспитанники и учителя Республики ШКИД стоили друга друга. Эволюция школьной формы в России. Подростковые банды 1940-х годов. Как двоечник Бродский стал профессором литературы.

Подписывайтесь на нас!