Top.Mail.Ru
«Сталину обязан жизнью». Откровения заслуженного артиста России с пятью классами образования. Читайте новый лонгрид нашего автора!
Close
Мы используем файлы cookie для того чтобы вам было приятнее находиться на нашем сайте
Понятно
Close
Ваш тайный советник
История людей и вещей

Солдатская пилотка

Леонида Голованов. «Красной армии – слава!» (1946).
Изображение: Леонида Голованов. «Красной армии – слава!» (1946)


На роль «родителя» пилотки претендуют британский гленгэрри и сербская шайкача. Первый — сложенный пополам шотландский берет — в 1848 году придумал полковник Макдонелл из местечка Гленгэрри. Вторую, похожую на перевернутую вверх дном лодку, в середине XIX века носили моряки дунайской флотилии. В России пилотку (сначала ее называли «перелётка», затем — «полётка») в 1913 году носили солдаты и офицеры воздухоплавательных частей царской армии. Перед полетом летчики надевали кожаный шлем, а пилотку складывали под сиденье. Через два года ношение пилотки ввели в военных училищах и пехотных войсках. После революции 1917 года военная форма изменилась. Пилотку заменили на буденовку, которую летчики приняли в штыки. Около 20 лет они боролись за возвращение пилотки, и лишь в 1934 году она вновь стала частью обмундирования Военно-воздушных сил. С 1935 года командному составу Красной армии было предписано носить пилотки определенного цвета: в сухопутных войсках — цвета хаки, в бронетанковых — стального, в ВВС — синего, на флоте — черного. Женщины носили пилотки наряду с мужчинами. 

4 октября 2018 года Министер­ство обороны России объявило о прекращении выдачи военнослужащим пилоток до 1 июня 2022 года. Непременный атрибут русского солдата, прошедший через две мировые войны и множество локальных конфликтов, уходит в прошлое, но остается одним из символов Великой Победы.