Top.Mail.Ru
Ваш тайный советник
История людей и вещей

Стюардесса

стюардесса иллюстрация
Первые рейсы пассажирских самолетов проходили при минимуме экипажа. В полете за штурвалом оставался первый пилот. А второй — обходил салон, обслуживая клиентов. Довольно быстро стало понятно, что это небезопасно. В 1928 году в Германии появились первые стюарды. Название профессии, как и многие другие авиационные термины, заимствовали (навигация, воздушные флот и судно). Это были именно мужчины. 

Однако уже в 1930‑м американская авиакомпания United Airlines приняла на работу стюардессу. Считается, что первой эту почетную должность заняла Элен Черч. Она сама напросилась на борт. До того Элен работала медсестрой. Вскоре компания поняла, что де­вушки-стюардессы гораздо выгоднее мужчин. Во‑первых, они симпатичные, что благоприятно влияет на имидж авиаперевозчика. Во‑вторых, они легкие (в стюардессы брали претенденток весом не более 52 кг). В те годы вес играл очень важную роль, и счет при каждом взлете шел на килограммы. Элен Черч в первом своем полете обслуживала всего 11 пассажиров. 

Вскоре эта профессия стала исключительно женской. Но вот обязанности у стюардесс были отнюдь не девичьи. Помимо того, что они мило улыбались пассажирам, проверяли их билеты, разносили еду и напитки, девушки еще и проверяли, надежно ли кресла прикручены к полу, укладывали багаж и выдавали его по прилете, чистили обувь клиентов, таскали ведра с топливом на промежуточных посадках, а в некоторых авиакомпаниях даже помогали загонять лайнеры в ангары аэропортов. 

В наши дни многие авиаперевозчики вернули в штат мужчин-стюардов. Работа на борту требует подчас физической силы. Кроме того, нынешние бортпроводники отвечают не только за комфорт пассажиров во время полета, но и за безопасность. Именно они в экстренной ситуации должны принимать меры — открывать эвакуационные выходы, расправлять надувные трапы, контролировать людей, чтобы не возникало паники. Не раз стюарды и стюардессы спасали пассажиров. Так, в 2006 году бортпроводница Виктория Зильберштейн при аварийной посадке аэробуса А310 в Иркутске открыла эвакуационный люк и помогла всем, кто был на борту, быстро покинуть лайнер. Спустя несколько минут после этого он взорвался. А в 1970‑м 19‑летняя стюардесса Надежда Курченко стала единственной жертвой при первом в СССР захвате самолета. Прес­туп­ники отец и сын Бразинскасы требовали, чтобы их доставили в Турцию. Девушка пыталась не пустить их в кабину пилотов, за что ее застрелили.