Top.Mail.Ru
Тайны пищевой промышленности Ленинграда. Чем отличались продукты советского времени от сегодняшних.
Как ленинградцы питались в «годы застоя» и почему петербуржцы смогли выжить в «лихие 90-е». Читайте новый лонгрид нашего автора!
Close
Мы используем файлы cookie для того чтобы вам было приятнее находиться на нашем сайте
Понятно
Close
Ваш тайный советник
Знаменитые места

Ход мостом

певческий мост
Фото: Павел Стенин


Это сейчас, чтобы попасть от Капеллы к Дворцовой площади, надо всего лишь перейти Певческий мост. А когда-то такое путешествие к Зимнему дворцу было довольно неудобным. В начале XIX века жители переплывали в этом месте Мойку на лодках. 


Спасибо несчастному случаю 

В 1834 году Петербург готовился к громкому событию — открытию Александровской колонны. Планировался военный парад с участием около 100 тысяч человек. Для прохода части этих войск через Мойку на Дворцовую площадь был необходим мост. Его проект выполнил Огюст Мон­ферран. Мост был деревянным, а свое название — Желтый — получил по цвету перил. Но быстро развивавшейся столице требовалась в этом месте капитальная переправа, причем широкая. Реализовать мечты горожан поручили инженеру Егору Адаму. 27 июля 1839 года газета «Северная пчела» написала: «В прошедшую субботу, 22 июля, происходила закладка Певческого моста на Мойке. Мост сей послужит довершением великолепной Дворцовой площади. Он воздвигается из чугуна, на гранитных устоях и будет один из самых красивых в столице». 

Свое название — Певческий — мост получил благодаря соседству с Капеллой, концертный зал которой считается одним из лучших в Европе по своей акустике. 

Строительство тут же стало главной новостью. Среди горожан даже ходили слухи, что место для Певческого выбрал лично Нико­лай I. По легенде, в доме 24 по набережной реки Мойки жил граф Юрий Головкин, родственник императорской семьи. Как-то раз император пригласил его на обед в Зимний дворец. Так как деревянный мост к тому времени уже изрядно обветшал, граф решил переплыть Мойку на лодке. Но он так торопился к императору, что оступился и свалился в реку. Ни о каком обеде речи уже не было. На следующий день после этого «купания» государь вместе с супругой сам прибыл на обед к Головкину. И якобы повелел выстроить каменный мост «в предупреждение могущих повториться подобных случаев». 


Главное событие 1840 года 

Певческий мост построили всего за 16 месяцев. По тем временам это было очень быстро. Торжественное открытие произошло в ноябре 1840 года. Первым по мосту в три часа дня проехал император, а вслед за ним уже потянулись пешеходы и транспорт. Для жителей близлежащих домов это стало событием года. Переправа оказалась очень удобной, так как ее ширина составляла аж 72 метра, а длина — около 24. К тому же мост был красив. Его замостили кварцито-песчаником розово‑серого цвета, который добыли на Бруснинском месторождении Онежского озера (проезжую часть моста заасфальтировали только в 1937 году; сейчас часть старой брусчатки можно увидеть на «островке безопасности» в центре), и установили литые чугунные ажурные решетки. По проекту, на мосту предполагались фонари. Но петербуржцы их почему-то так и не увидели. 

Мост впервые капитально отремонтировали в 2003 году. Его укрепили, а сверху чугунной надстройки установили железобетонное покрытие. Грустно и странно, что сейчас мост по большей части служит местом стоянки автомобилей. 

капелла петербург
Свое название Певческий мост получил благодаря соседству с Капеллой, концертный зал которой считается одним из лучших в Европе по своей акустике


Екатерина Дементьева




Интересные факты



Мост-киногерой 

image


Певческий мост появляется в фильме «Приключения итальянцев в России». Именно с него один из героев опускал в Мойку телефонную будку с «мафиозо», а тот надрывался криком: «Бандиты! Убийцы! Розарио Агро ещё никому не удавалось уничтожить! Мафия бессмертна! Я вас из-под воды достану!» Кстати, режиссер Эльдар Рязанов несколько изменил «внешность» моста. Он расположил в его центре несуществующий фонтан. А еще установил скульптуры львов у основания моста, прямо перед зданием Певческой капеллы. Этих каменных животных сделали специально для фильма. Обилие скульптур львов в фильме так поразило героев картины, что один из них говорит: «В этом городе львов больше, чем людей…»


Охота за гайками 
Пролет моста состоял из полых чугунных коробок, соединенных болтами. Через год после постройки моста спе­ци­альная комиссия обнаружила, что не хватает 50 болтов и 27 гаек, которые местные жители свинтили для личных нужд.