Top.Mail.Ru
Тайны пищевой промышленности Ленинграда. Чем отличались продукты советского времени от сегодняшних.
Как ленинградцы питались в «годы застоя» и почему петербуржцы смогли выжить в «лихие 90-е». Читайте новый лонгрид нашего автора!
Close
Мы используем файлы cookie для того чтобы вам было приятнее находиться на нашем сайте
Понятно
Close
Ваш тайный советник
Знаменитые места

Под стук колес и колокольный звон

Церковь святых апостолов Петра и Павла. Фото: cmzt.narod.ru


Едете вы в Москву на поезде — трясетесь в плацкарте на боковушке или мчитесь в скоростном «Сапсане», — а за вас в это время молятся в церкви, чьи купола мелькают за окнами вагона в Любани. Это единственный в России железнодорожный храм, возведенный в память о строителях Николаевской дороги и в помощь всем путникам.


Министерский храм


От Питера до Любани примерно полтора часа на электричке. А крупные пассажирские составы на ней сейчас не останавливаются — проезжают мимо. Так было не всегда. До революции Любань считалась станцией IV класса (предпоследнего в железнодорожном рейтинге). При вокзале там имелись свой ресторан, зимний сад, телеграфная станция. А в 1867 году там была построена церковь апостолов Петра и Павла.

Ее возвели по инициативе первого министра путей сообщения России Павла Мельникова. В Лю­бани он жил в свои последние годы. В этом городке он писал научные труды. И там же, еще когда занимал министерский пост, он решил увековечить память строителей железной дороги, которая связала две столицы.

Кстати, именно Мельников, как автор проекта, лично убеждал императора Николая I в целесо­образности двухпутки от Петербурга до Москвы. Затем он контролировал строительство, в первые годы руководил новой трассой. Мельников прекрасно знал, какими усилиями далась эта дорога, и не хотел, чтобы об этом забывали другие.

Деньги на храм собирали, как и положено, всем миром. Но большую часть пожертвовал лично Павел Мельников. Он же заказал на свои деньги для нового храма иконостас. Сказались и его связи — станционную церковь для маленького городка спроектировал придворный архитектор Константин Тон, который строил Николаевские вокзалы в Москве и Петербурге (сейчас это Ленин­град­ский и Московский вок­залы) и грандиозный храм Христа Спасителя. О том, что великий Тон приложил руку и к любанской церкви, сейчас напоминает мемориальная доска.

Константин Тон
Константин Тон


Тир вместо алтаря


Была на стене Петропавловской церкви в Любани и другая мемориальная доска, на которой высекли фамилии инженеров, внесших наибольший вклад в сооружение железной дороги. Однако в годы войны эта доска была утрачена. В XX веке церковь вообще сильно пострадала. Храм был закрыт в 1938 году. Годом ранее все духовенство расстреляли. В опустевшей церкви устроили склад, в котором хранили овощи. По воспоминаниям местных жителей, впоследствии там устроили тир.

image


А во время Великой Отечест­венной войны службы в храме возобновились. Священник молился с прихожанами в церкви в 1942- 1943 годах, когда Любань оказалась на вражеской территории. Во время освобождения города храм сильно пострадал, взрывами с него снесло крышу, порушило балки, были уничтожены колокола и все внутреннее убранство, которое еще сохранялось. Долгие годы после этого его никто не восстанавливал.

В конце советской эпохи Петро­пав­лов­скую церковь вернули местной православной общине, началась реставрация. Октябрь­ская железная дорога помогла деньгами и материалами. В нижней части здания был устроен музей.

В наши дни храм действует, в нем ведутся службы. Как и до революции, в нем молятся о здравии всех начальствующих, всех трудящихся и путешествующих по железной дороге. И это единственное в стране место, где можно услышать такую молитву. Потому церковь считается уникальной — железнодорожной.


Интересные факты


Навечно в памяти храним


image

Станция Любань — особенная для всех железнодорожников. Работники Ок­тябрь­ской магистрали глубоко чтят традиции и каждый год собираются здесь, чтобы почтить память первого министра путей сообщения, прочно вписавшего свое имя в историю железнодорожной отрасли. И в этом году, 31 июля, железнодорожники возложили цветы к памятнику Павлу Мельникову. А почетным гостем мероприятия стал вице-губернатор Ленинградской области Николай Емельянов. Кроме того, что в железнодорожном храме молятся за всех, кто работает в РЖД, с недавних пор появилась и другая традиция. С середины 2000‑х возле храма осенью проходит торжественная церемония посвящения в железнодорожники. На нее приглашают молодых специалистов — тех, кто летом закончил профильные вузы и пришел работать на Октябрьскую железную дорогу. Это могут быть сотни человек. И все они приносят присягу на верность своей профессии.


Неспокойный сон


Первый министр путей сообщения России Павел Мельников
Первый министр путей сообщения России Павел Мельников. Фото: wikipedia.org

За заслуги перед железной дорогой и церковью Павел Мельников удостоился чести и был похоронен под алтарем Петропавловского храма. Там его прах пролежал до 1955 года, даже во время, когда церковь была тиром и складом и на могилу бывшего царского министра сыпали картошку. В 1950‑е здание совсем обветшало, могилу раскопали и перезахоронили останки неподалеку. Обратно, под алтарь, их вернули в 2002 году, восстановив историческую справедливость. 

Наследников у Мельникова не осталось, так как и своей семьи не было — жениться он не успел, посвятив всего себя работе на железной дороге. Свою заботу и любовь он отдал племяннице Варе. Повзрослев, она вышла замуж за сына Александра Пушкина Григория.