Top.Mail.Ru
Ваш тайный советник
Знаменитые места

Драматичная спина

Памятник Достоевскому в Петербурге
Федор Михайлович, едва ли не лучше прочих петербургских писателей понимавший обитателей тюрем, удостоился памятника лишь в 1997 году. 


Дух города и гранита 

Лаконичный гранитный постамент. На нем массивная фигура писателя — Достоевский сидит нога на ногу, руками держится за колено. Тяжелым взглядом из-под бровей смотрит на проходящих мимо и Владимирскую церковь. 

Автор монумента — советский скульптор Любовь Холина. «Лю­бовь Михайловна родилась в Петрограде в 1918 году. Ее отец до национализации работал продавцом в магазине Елисеева, семья жила на Большой Подьяческой улице, в «самом сердце города Достоевского», — рассказывает внук Холиной, соавтор итоговой версии памятника Павел Игнатьев. — Она сделала большой портрет писателя, а также фигуру из гранита высотой в метр». 

Наброски и первые эскизы большого городского монумента Любовь Холина создала еще в конце 1950-х. Но «заказа» на такую скульптуру долго не поступало. Всесоюзный конкурс на памятник Достоевскому для Ленинграда был объявлен только в 1988 году. И Холина, конечно, приняла в нем участие. 

— В архитекторы она взяла Василия Петрова, давнего знакомого, талантливого зодчего, экс-главного архитектора города, с которым она работала над многими проектами, — говорит Павел Игнатьев. — Конкурсными условиями не было точно определено место установки нового памятника, авторы могли выбирать его в соответствии со своим замыслом. Петров и Холина предпочли набережную канала Грибоедова, напротив колокольни Никольского собора. Памятник был запланирован высотой около пяти метров из гранита — петербургского камня, очень любимого Холиной. Достоевский как бы вырастал из духа города, из камня его набережных, опор мостов. 

Этот проект занял на конкурсе первое место. В документах жюри было даже подчеркнуто: «первое место с безусловным правом установки». 

дом 104  на набережной канала Грибоедова
Памятник Достоевскому, по замыслу автора, походит формой на «дом-утюг» — как тот, в котором «жила» старуха-процентщица (дом 104 на набережной канала Грибоедова)



Семейный подряд 

Однако согласования затянулись. Даже власть в стране успела смениться, а договора с городом на возведение памятника все не было. К идее вернулись лишь в 1996 году. С напоминанием о Достоевском к мэру Собчаку обратился тогдашний главный художник города Иван Уралов, который хорошо знал и Любовь Холину, и ее проект. Собчак дал добро на создание монумента. Начались более конкретные разработки. И тут выяснилось, что поставить массивную скульптуру на задуманном архитектором Петровым месте невозможно. Там слишком много подземных коммуникаций, да и грунт на набережной ненадежный — мог не выдержать. 

— Вместе с бабушкой и отцом, художником Петром Игнатьевым, мы стали искать новое место. К этому времени Василий Петров скончался. Любовь Михайловна прекрасно знала свой родной район Достоевского, и мы выбрали шесть точек, где можно было бы поставить памятник. После консультаций с градостроительным институтом была утверждена Владимирская площадь, — вспоминает Павел Игнатьев. — Пока решался вопрос с финансированием, мы на «семейном совете» решили начать делать памятник в окончательный размер самостоятельно. Любовь Михайловна сама лепила фигуру из глины, неоднократно ее меняла. Помню, что ее муж (сам скульптор) принципиально не вмешивался в эту работу. 

На выборах 1996-го Собчак проиграл, новым градоначальником стал Владимир Яковлев. И один из первых визитов он нанес как раз в мастерскую Холиной. Городское финансирование подтвердили. Но на дорогой гранитный монумент денег не хватало. И поэтому пришлось пересмотреть проект — отлить фигуру Достоевского из бронзы. Дело близилось к установке. 

— Изначально задумывалось, что памятник встанет ближе к Владимирской церкви и поток людей в метро будет проходить у него за спиной. Поэтому Холина много сил отдала заднему ракурсу скульптуры, напряженной спине Достоевского. И если вы подойдете к фигуре сзади, то увидите плечи, спину, наклоненную голову — это едва ли не главный, эмоциональный, драматический ракурс. Темный пирамидальный силуэт увязан с колокольней собора, — объясняет Павел Игнатьев. 

Открытие памятника состоялось 30 мая 1997 года. В день Досто­евс­кого (первая суббота июля) рядом с ним устраивают чтения и театрализованные действа. 

— А тумбы ограждения монумента были придуманы Любовью Холиной специально для того, чтобы на них могли опереться и отдохнуть те самые «униженные и оскорбленные», о которых писал Достоевский, — говорит Павел Игнатьев. 

проект памятника Достоевскому в Омске
Любовь Холина создала эскиз еще одного памятника Достоевскому — для Омска, где писатель отбывал ссылку. Монумент открыли в 2001 году, но омичи предпочли работу другого скульптора — Сергея Голованцева.



Елена Ожегова