Top.Mail.Ru
Тайны пищевой промышленности Ленинграда. Чем отличались продукты советского времени от сегодняшних.
Как ленинградцы питались в «годы застоя» и почему петербуржцы смогли выжить в «лихие 90-е». Читайте новый лонгрид нашего автора!
Close
Мы используем файлы cookie для того чтобы вам было приятнее находиться на нашем сайте
Понятно
Close
Ваш тайный советник
Знаменитые места Инфографика

Бочка смолы как начало бренда

Смольный собор
После указа Петра I от 1714 года, коим высочайшей волей было повелено «всем царедворцам жить в Петербурге», Литейный двор — так называлась территория на левом берегу Невы в районе нынешнего въезда на Литейный мост — стал активно обживаться аристократами. Среди домов высшей знати разместились и палаты адмиралтейского советника и судостроителя Алексан­дра Кикина, поблизости от которых он устроил склад смолы, «приготовляемой про весь кора­бельный флот». Соб­ственно, отсюда и пошло название одного из самых известных в Петербурге брендов — Смольный.


Из дворца в монастырь


На месте Смольного собора раньше находился Смольный дворец, где под неусыпным надзором жила будущая императрица Елизавета Петровна. Излишний контроль, впрочем, не помешал мятежной дочери Петра устроить дворцовый переворот, занять престол и в 1748 году, незадолго до своего 40‑летия, официально объявить, что «ея императорское величество намерены при С. Петербурге, на том месте, где ея императорского величества дворец, называемый Смольный… воздвигнуть вновь, девичий монастырь с церковным и прочим принадлежащим монастырским зданием…»
Несмотря на веселый и дерзкий нрав, любовь к балам и плотским утехам, Елизавета Петровна была чрезвычайно набожной, поэтому в ее искреннее желание удалиться на старости лет в обитель и стать настоятельницей в кругу послушниц можно с легкостью поверить.

Закладной камень собора Воскресенского Новодевичьего монастыря торжественно установили под пушечную стрельбу и колокольный звон. По случаю был дан званый обед, на котором присутствовали 56 приглашенных. Проектирование и строительство поручили придворному архитектору императорского двора Франческо Бартоломео Растрелли.

В первое время монастырь называли Воскресенским Новодевичьим, но потом прижилось более лаконичное название — Смольный

Смольный собор вид сверху
1 – В центре композиции — здание Смольного собора, центральный купол которого устремляется ввысь на 94 метра. 2 – Архитектура здания отличается объемным, трехмерным построением, благодаря чему оно равноценно воспринимается со всех сторон. 3, 4 – Планировку монастырского корпуса Растрелли создал в виде креста, который образовали монашеские кельи


Варфоломей Варфоломеевич


Детство и юность Бартоломео Растрелли провел в Париже, где его отец, флорентиец по происхождению, творил при дворе «короля-солнца» Людовика XIV. Когда еще совсем молодой Растрелли начал интересоваться архитектурой, родитель всецело поддержал увлечение сына, по сути став его первым учителем. Через несколько лет вместе с Растрелли-младшим он прибыл в петровский Петер­бург, куда был приглашен по контракту.

Бартоломео Растрелли архитектор Смольного собора
Бартоломео Растрелли


Самой ранней задокументированной самостоятельной работой будущего зодчего стал дворец Дмитрия Кантемира на Дворцовой набережной. Сенсации тогда не случилось — никаких хвалебных отзывов молодой архитектор не получил. Можно сказать, что его работу просто не заметили — подобных зданий в Петербурге было очень много.
Заслуженная слава пришла к Варфоломею Варфо­ло­меевичу (так итальянец представлялся в России) чуть позже, во многом благодаря стараниям императрицы Анны Иоанновны. Именно она, сделав ставку на молодого амбициозного архитектора, поручила ему работу сразу над несколькими зданиями — в Петер­бурге, Москве и Курлян­дии. Успешно справившись с задачей, он, теперь уже признанный мастер, приступил к проектированию Летнего и Зимнего дворцов.

Взошедшая на престол Елизавета Петровна к талантам Растрелли на первых порах была совершенно равнодушна. Более того, ее милостью придворный архитектор даже попал в опалу. Из-за близости ко двору ненавистных предшественников новой императрицы Елизавета повелела не признавать его графское достоинство, задержать выплату жалованья и не давать новых проектов. Каким образом состоялось их примирение, доподлинно не известно. Современ­ники пишут, что Растрелли был не только выдающимся архитектором, но и тонким дипломатом. Да и просто на редкость обаятельным человеком.
В итоге служба при дворе Елизаветы Петровны стала, пожалуй, самым плодотворным этапом в жизни Растрелли. Он будет работать над Большим дворцом в Пе­тер­гофе, проектировать Андре­евский собор в Киеве, заниматься перестройкой Екате­ринин­ского дворца в Царском Селе, руководить реставрационными работами в Стрельне. А его характерный, авторский стиль войдет в историю как «елизаветинское барокко».
Возведенный в излучине Невы ансамбль Смольного монастыря станет последним проектом знаменитого итальянца в России. И последним храмом, возведенным в стиле «барокко» в Европе.
Завершенным свое творение мастер так и не увидел.


Имперский долгострой


Первый проект с возведением однокупольного собора, предложенный Растрелли, Елизавета Петровна решительно отвергла. По воле императрицы строить надлежало по православным канонам. В обязательном порядке собор должно было венчать пятиглавие, свидетельствующее о незыблемости православия. Чертежи будущего здания дорабатывались в течение года. Растрелли выступил как архитектор-новатор: он соединил барочный храм с пятью куполами. После утверждения проекта была создана деревянная модель Воскресенского Новодевичьего монастыря, с которой сверялись как с эталоном на протяжении всех 86 лет строительства. Внутренняя отделка была завершена еще позже — к 1835 году.

Сначала темпы строительства и финансирование существенно замедлила Семилетняя война. По­том Елизавета Петровна потеряла интерес к своему детищу, переключив внимание на Зимний дворец.

Взошедшая на трон Екате­рина II, отправив Растрелли в отставку, назначила главным архитектором Юрия Фельтена, который, согласно новой директиве, достраивал монастырские здания уже для Воспи­та­тельного общества благородных девиц. Фасады собора оштукатурили, однако на внутреннюю отделку средств снова не хватило. Стройку заморозили и во­зоб­­новили только при Нико­лае I, который повелел достроить Смоль­ный собор во имя Воскре­сения Христа. Автором проекта внутреннего оформления собора теперь стал Василий Стасов. Под его руководством были выполнены каменные работы, перекрыта крыша, отреставрированы фасады и установлены печные трубы, ведь по оригинальному замыслу Рас­трел­ли собор не должен был отапливаться.

Юрий Фельтен архитектор Смольного собора
Юрий Фельтен


Внутренняя отделка Смольного собора торжественна, но лаконична: церковный зал декорирован мрамором, установлены три огромных иконостаса, балюстрада перед алтарями выполнена из хрусталя, кафедру украшает изящная резьба. Ко­нечно, Растрелли видел внутреннее убранство совершенно по-другому и вряд ли бы оценил полученный результат: избыточность снаружи и минимализм внутри.

Василий Стасов архитектор Смольного собора
Василий Стасов


20 июля 1835 года храм Воскресения Христа Спасителя при Смольном монастыре был освящен и назначен собором всех учебных заведений.

В 1990 году в Смольном соборе был открыт концертно-выставочный зал
В 1990 году в соборе был открыт концертно-выставочный зал


По слухам, при строительстве алтарной части собора один из рабочих покончил жизнь самоубийством. Поэтому долгое время в храме не проходили богослужения


Надежда Мадзалевская







Интересные факты



Два иконостаса

Первый иконостас для Смольного собора был изготовлен в Италии, но после доставки выяснилось, что он слишком велик. Тогда императрица Елизавета Петровна пожертвовала его своему любовнику Разумовскому, который собирался строить собор в своем имении
в Козельце.
Архитектор Бартоломео Растрелли спроектировал этот храм под размеры иконостаса.



Решение о закрытии собора было принято в 1923 году, однако по факту это произошло на 8 лет позже. Все церковное имущество было вывезено, кроме иконостаса. Его демонтировали только в 1972 году. Долгое время в помещении располагался склад. Первое богослужение в Смольном соборе после длительного перерыва состоялось в 2010 году.